Список параграфов

Параграфы 3 в «Друзья Божии » содержит понятие Благодарение.

Быть справедливым к Богу и людям

Мы должны запечатлеть это правило в наших душах, мы должны воплощать его в наших делах: прежде всего - справедливость по отношению к Богу. Это - пробный камень истинного алкания и жажды правды [ См. Мф 5, 6.]. Это то, что отличает справедливость от криков сотен недовольных, за которым скрываются лишь эгоизм, коварство и зависть. Ибо отказать нашему Творцу и Спасителю в благодарности за неисчислимые богатства, которыми Он нас одарил - значило бы совершить самую страшную и возмутительную несправедливость. Если вы действительно стремитесь быть справедливыми - постоянно помните о вашей зависимости от Бога (что ты имеешь, чего бы не получил? [1 Кор 4, 7]), чтобы ваши души переполнились благодарностью и желанием ответить на безграничную любовь Отца своей любовью.

Оживите в себе дух сыновнего благочестия, побуждающий вас обратиться к Отцу с сердечной нежностью. Если же лицемеры сеют в вас сомнения в праве Господа просить от вас многого - то не дайте себя обмануть. Напротив, решительно повернитесь лицом к Господу, послушные, как глина в руках горшечника [ Иер 18, 6.]. И скажите ему покорно: "Deus meus et omnia", Ты - мой Бог, Ты - мое все! Если вся ваша жизнь пострадала от нежданного удара, невосполнимой потери или незаслуженного оскорбления - пойте с новой радостью, стоя лицом к Богу: "Совершайся, исполняйся, будь благословенна и вечно прославляема, наисправедливейшая и превыше всего любимая Воля Божия. Аминь. Аминь".

История раба из притчи, который был должен десять тысяч талантов [ См. Мф 28, 24.], отлично иллюстрирует наши отношения с Богом. Мы тоже не знаем, как будем отдавать те огромные долги, в которые залезли из за стольких щедрот Господа. К тому же - мы постоянно увеличиваем их своими грехами. И никогда не сможем вернуть столько, сколько нам отпущено - ни самоотверженная борьба, ни изумительное усердие нам не помогут. Человеческая праведность бессильна - зато всесильно милосердие Божие. Он и только Он может дать нам искупление и простить наш долг, ибо Он благ, ибо вовек милость Его [ Пс 106105, 1.].

В этой притче (вы хорошо ее помните) есть вторая часть, - контрапункт к первой. Тот раб, которому только что простили огромный долг, не желает оказать милость собрату своему, который должен ему всего лишь сто динаров. Вот здесь-то и проявляется низменность его сердца. Строго говоря, никто не может лишить его права требовать свое - но все же что-то протестует в нас и наводит на мысль, что это проявление нетерпимости противоречит истинной справедливости… Несправедливо, что человек, лишь мгновение назад обретший столь великое милосердие и сострадание, ни в малейшей степени не склонен проявить хотя бы каплю терпимости в отношении своего должника. Обратите внимание, что справедливость - не уравнение из учебника арифметики. Она не требует точного равенства между тем, что вы получили и тем, что вы даровали.

Она требует большего, побуждая нас проявлять благодарность, сердечность, великодушие, быть верными и добрыми друзьями не только в счастье, но и в беде, добросовестно исполнять законы и уважать власти, с готовностью исправлять допущенную ошибку. Но прежде всего мы будем - если мы справедливы, - серьезно относиться к нашим профессиональным, семейным, социальным обязательствам. Без громких слов, не устраивая представлений, работая с упорством и пользуясь правами, которые в то же время являются и нашими обязанностями.

Я не верю в справедливость лентяев, ибо они со своим "dolce farniente", как говорят в моей любимой Италии, лишены самого фундаментального принципа справедливости - трудолюбия. Мы не должны забывать, что Бог создал человека "ut operaretur", для труда [ См. Быт 2, 15.]. Работая, мы обеспечиваем будущее своей семьи, своей страны, всего человечества. Дети мои, какое жалкое представление о справедливости имеют те, кто сводит ее к простому распределению благ!