Список параграфов

Параграфы 3 в «Друзья Божии » содержит понятие Отвага.

Мудрость сердца

Мудрый сердцем прозовется благоразумным [ Притч 16, 21.], - сказано в книге Притчей Соломоновых. Никогда не понять нам, что есть благоразумие, если будем мы видеть в нем всего лишь малодушие или недостаток решимости. Обыкновение действовать не с налета, но правильным, обдуманным образом и есть благоразумие. Это значит: сперва уяснять цель своих действий, а затем искать подходящие средства для ее достижения.

Но благоразумие не есть высшая ценность. Мы должны всегда спрашивать себя: благоразумие - для чего? Ведь существует ложное благоразумие, которое вернее было бы назвать лукавством. Оно - прислужник эгоизму и использует все возможные средства, чтобы достичь низменных целей. В этом случае благоразумие приносит только вред и заслуживает упрека, который блаженный Августин высказал в одной из своих проповедей: ты хочешь склонить к себе сердце Господа, который всегда справедлив, чтобы греховное в тебе наслаждалось удобством [ Блаж. Августин, Enarrationes in Psalmos, 63, 18 (PL 36, 771).]. Это ложное благоразумие думающих, что для спасения им достаточно собственных сил. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте [ Рим 12, 16.]… Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну [1 Кор 1, 19.], - говорит Апостол Павел.

Этой мудрости сердца никогда не стать плотским благоразумием, о котором говорил Апостол Павел [ См. Рим 8, 6.] -плотским благоразумием обладающих разумом, но не использующих его для того, чтобы найти и возлюбить Господа. Благоразумен тот, кто всегда внимательно прислушивается к наставлениям Божиим - ибо его душа обретает обетование и спасение: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам [ Мф 11, 25.].

Мудрость сердца руководит всеми другими добродетелями. Благоразумный проявляет мужество, но не идет на бессмысленный риск. Он не терпит в себе потаенного желания комфорта, не избегает усилий, требующихся, дабы жить лишь по предназначению Божию. Его самообладание не есть бесчувственность или мизантропия. Его справедливость не есть жестокость. Его терпение не есть рабство.

Но ученики, - пишет Апостол Иоанн, - не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? [ Ин 21, 4-5.] Непринужденность Иисуса приводит меня в восхищение. Ведь это говорит Христос! Бог! Тот, Который уже пребывает в прославленном теле! Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы [ Ин 21, 6.]. Теперь они все понимают. Вспомнив слова Учителя о том, что Апостолы - ловцы душ человеческих, они понимают, что это реально, ибо Он сам будет направлять их рыбную ловлю.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь [ Ин 21, 7.]. Любовь! Любовь узнает Его первой! Любовь первой улавливает нюансы Его поведения. Юный Апостол, неизменно любивший Христа, со всей нежностью своей ничем не оскверненной души восклицает: "Это Господь!"

Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море [ Ин 21, 7.]. Петр - это вера. Он бросается в море, полный дивной решимости. Обладая любовью Иоанна и верою Петра, мы сможем достичь удивительных результатов!