Список параграфов

Параграфы 3 в «Друзья Божии » содержит понятие Братство.

Разве не трогает вас то, что Апостол Иоанн, будучи уже старцем, посвящает большую часть одного из своих посланий призыву следовать этой Божественной заповеди? Любовь, объединяющая христиан, исходит от Бога, Который есть Любовь. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь [1 Ин 4, 7-8.]. Он говорит о братской любви - потому что, благодаря Христу, все мы стали детьми Божиими: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими [1 Ин 3, 1.].

И взывая непосредственно к нашей совести, чтобы сделать нас более восприимчивыми к благодати Божией, он утверждает, что мы уже получили чудесное доказательство Отчей любви к людям, которая открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него [1 Ин 4, 9.]. Выйдя нам навстречу, Господь проявил инициативу. Он подал пример, следуя которому, мы пойдем вслед за Ним и будем служить другим, великодушно подкладывая им под ноги свои сердца - чтобы им было мягче ступать по дороге жизни. Чтобы путь к святости стал более приятным для них. Мы будем вести себя так, ибо стали детьми Единого Отца, Который без колебаний отдал за нас Своего любимого Сына.

О какой же любви здесь идет речь? Латинский перевод Священного Писания говорит о dilectio, чтобы было понятно, что это не чувственное переживание. Это слово скорее означает твердое волевое решение. Dilectio, происходит от electio, - выбор. Я прибавил бы, что любить по-христиански - это значит: хотеть любить [ По-испански: "querer querer".] и служить всем душам человеческим без исключения, давая им самое главное - возможность познать Христа и влюбиться в Него.

Господь настоятельно нас призывает: благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [ Мф 5, 44.]. По-человечески мы можем и не чувствовать симпатии к людям, которые отталкивают нас, когда мы к ним приближаемся - но Иисус требует, чтобы мы не платили им злом за зло и не упускали случая помочь им, помолиться за них, даже если это для нас нелегко.

Это dilectio, эта любовь становится еще сердечнее, когда речь идет о наших братьях по вере - и особенно о тех, кто по воле Господа находится рядом с нами: это родители, муж или жена, дети, братья и сестры, друзья, соседи, коллеги. Если бы не было этой привязанности, этой человеческой любви, благородной и чистой, направленной к Богу и от Него исходящей, то милосердие было бы лишь пустым звуком.

Одним из главных проявлений любви является смирение. Если мы искренне считаем себя ничем, если понимаем, что, утратив поддержку Божию, станем хуже самого слабого и ничтожного создания, если твердо знаем, что способны совершить немыслимые ошибки и впасть в невероятные заблуждения, если, несмотря на постоянную борьбу с грехом, мы все же остаемся грешниками - то посмеем ли думать о других плохо? Сможем ли взращивать и терпеть в своей душе фанатизм, нетерпимость, высокомерие?

Смирение, осторожно нас ведущее, обучает нас самой лучшей форме отношений с ближними: сочувствовать всем, жить в мире со всеми, прощать всех, не разделять, не возводить барьеров, понимать себя как инструмент для соединения. Не напрасно в глубине души человеческой живет стремление к миру, к единению с себе подобными, к взаимному уважению прав личности. В этом - высокое достоинство нашего человеческого звания. Ведь если все мы - дети Божии, то наше братство - не звонкая фраза и не туманный идеал, о котором можно только мечтать без малейшей надежды на реализацию. Это - цель трудная, но вполне достижимая.

Мы докажем всем циникам, скептикам, равнодушным, всем тем, кто превратил собственную трусость в образ мышления, что такая любовь возможна. Разумеется, существует множество препятствий, мешающих человеку быть всегда и во всем последовательным - ибо человек был создан свободным и, следовательно, способным по своей воле выбрать бесплодный и горький путь сопротивления Небесному Отцу. И все же любовь к ближнему - возможна, реальна. Она - плод любви Божией и неизбежное следствие любви к Богу. Если мы хотим любить, то хочет и Христос. Благодаря этой взаимосвязи страдание, самопожертвование и преданное служение душам обретают для нас новое значение - более ясное и плодотворное.

Ссылки к Священному Писанию