Список параграфов

Параграфы 5 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Исповедь.

Милосердие Божие

Сегодня начинается Адвент [ Предрождественский пост (прим. изд.)] - и это время прекрасно подходит для размышлений о том ущербе, что наносится душе, когда она обуреваема легкомыслием и чувственностью. О безумии разума, который противится Богу. О высокомерной самонадеянности, которая делает невозможными любовь к ближнему и любовь к Богу. Все это - препятствия на пути к святости. Поэтому сегодня за Литургией мы молимся о милосердии Божием: К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои [ Тит 3, 4-5]. И в антифоне во время приношения даров повторяем: На Тебя уповаю, да не постыжусь вовек! Сейчас, когда приближается миг нашего спасения, так утешительно звучат слова апостола: Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости [ Пс 3332, 5]. Священное Писание постоянно говорит нам о милости Божией: ею полна земля [ Сир 18, 12], она нисходит “super omnem carnem”, на всякую плоть [ Пс 3231, 10].Уповающего на Господа окружает милость [ См. Пс 5958, 11]. Она предваряет нас [ См. Пс 3635, 8], драгоценная [ См. Пс 117116, 2 ] и великая [ См. Пс 2524, 7]. Господь печется о нас как вселюбящий Отец, Он вспоминает нас по милости Своей [ Пс 109108, 21], которая блага [ Сир 35, 23] и благовременна… во время скорби, как дождевые облака во время засухи [ Мф 5, 7].

В Нагорной проповеди Иисус одной фразой выражает всю историю милости Божией: Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут [ Лк 6, 36]. И в другом месте наставляет учеников Своих: Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ См. Ин 8, 3-11; Лк 15, 11-32; Лк 15, 4-7; Мф 18, 21-35; Лк 7, 11-17]. В наших сердцах глубоко запечатлены уроки милосердия, преподанные Иисусом: Его притчи о блудном сыне, о заблудившейся овце, о милосердном заимодавце. Его поведение в эпизоде с грешницей, взятой в прелюбодеянии, и в истории о воскрешении сына вдовы Наинской [ Исх 22, 27]. Конечно, чудо воскрешения Христос мог совершить и из чувства справедливости: ведь умер единственный сын бедной вдовы, смысл всей ее жизни, ее опора в старости… И все же не чувство справедливости, но милосердие побуждает Его к действию, ибо Он сжалился, видя скорбь человеческую.

Как обнадеживает душу сострадание Господне! Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд [ Евр 4, 16]. Это - и призыв, и обещание, которое Он исполняет всегда. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи [ Святой Амвросий Медиоланский, Expositio Evangelii secundum Lucam, 7 (PL 15, 1540).]. Враги нашего освящения бессильны, ибо милость Божия предваряет нас. И если мы, по своей вине, падаем грехом, то Господь спасает и поднимает нас. Ты научился избегать небрежности, удалять от себя высокомерие, обретать благочестие, не быть рабом земного, не предпочитать преходящее вечному. Но поскольку человеческая природа не может ходить уверенно в этом скользком мире, добрый Врач дал тебе средство против заблуждения, и милосердный Судия не лишил тебя надежды на прощение грехов [ Св. Климент Александрийский, Paedagogus, 3, 1, 1, 5 (PG 8, 556).].

Добрый Вождь, добрый Пастырь

Прежде всего - призвание. Это звезда, которая зажигается, чтобы вести нас к Богу по пути любви. Поэтому не стоит отчаиваться, если иногда в нашей внутренней жизни (почти всегда по нашей вине) звезда исчезает, как это случилось с волхвами. Мы познали уже божественную красоту призвания и убеждены, что оно вечно, но пыль (наше убожество!), которую мы поднимаем, продвигаясь вперед, клубится темным облаком, сквозь которое не проходит свет.

Что делать в таких случаях? Следовать по стопам этих святых мудрецов - просить совета. Ирод посредством науки возжелал творить злое. Волхвы использовали ее, чтобы послужить добру. Но нам, христианам, нет нужды занимать мудрость у Ирода и у земных мудрецов. Христос дал Своей Церкви верность учения и благодатный поток Святых Таинств. Он хотел, чтобы были люди, ведущие нас, дающие направление и постоянно напоминающие нам о пути. Мы обладаем неизмеримым сокровищем мудрости - хранимым Церковью Словом Божиим; благодатью Христовой, дарованной в Таинствах; свидетельством и примером тех, кто живет рядом с нами честно, превращая свою жизнь в путь верности Богу.

Позвольте дать вам один совет: если свет, направляющий вас, погаснет - всегда прибегайте к пастырю доброму. А кто же он, этот добрый пастырь? Тот, кто входит дверью верности учению Церкви; кто не ведет себя как наемник, который видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их [ Бл. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 46, 8 (PL 35, 1732).]. Будьте уверены, что Слово Божие не бывает тщетным. Настойчивость, с которой Христос говорит о пастырях и овцах, о стаде и дворе овчем, - это практическое доказательство того, что нашим душам нужен хороший наставник.

У блаженного Августина читаем: Если бы не было плохих пастырей, то Он не говорил бы о добрых. Кто наемник? Тот, кто видит волка, но бежит. Тот, кто ищет своей славы, а не славы Божией. Тот, кто не смеет порицать грешных со свободным духом. Волк захватывает овцу за шею, дьявол склоняет верного к любодеянию. А ты все молчишь, не осуждаешь. Ты наемник. Ты видел приходящего волка, но бежал. Возможно, ты скажешь: “Нет, я не бежал, вот я!” А я отвечаю: “Нет, ты бежал, ибо ты молчал; а молчал потому, что боялся”. [ Мф 2, 10]

Святость Невесты Христовой всегда проявлялась, как проявляется и сегодня, в обилии добрых пастырей. Но христианская вера учит нас простоте, а не наивности. Есть наемники, которые молчат - и есть наемники, которые произносят слова, не идущие от Христа. Поэтому, если Господь позволяет, чтобы мы остались во мраке (хотя бы в малом), а мы чувствуем, что вера в нас не тверда, - устремимся к пастырю доброму. К тому, кто входит дверью по праву, кто полагает жизнь свою за овец и хочет быть на словах и в делах душой, влюбленной в Бога - быть может, грешной, но верующей в прощение и милосердие Божие.

Если ваша совесть указывает вам на ошибку, пусть даже с виду не очень тяжелую, если у вас есть сомнения - прибегайте к Таинству Покаяния. Идите к священнику, который руководит вами и умеет требовать от вас твердой веры, чуткой души, истинного христианского мужества. В Церкви верующие вольны исповедоваться у любого священника, имеющего разрешение от епископа. И христианин с ясной жизнью идет к тому, кого признает добрым пастырем, помогающим ему поднять глаза, чтобы снова увидеть на небе звезду Господню.

Богосыновство

Как объяснить эту доверчивую молитву? Откуда эта уверенность, что мы не погибнем в битве? Нам дает ее реальность, что никогда не перестанет восхищать меня. Это наше богосыновство. Господь, Который во время Великого Поста просит нас об очищении, - не тиранический Хозяин, не суровый и беспощадный Судья. Он наш Отец. Он говорит с нами о наших грехах, о наших ошибках, о том, как слаба наша щедрость, - но лишь для того, чтобы это исправить и даровать нам Свою близость, Свою Любовь. Сознание нашего богосыновства исполняет радости эту беседу и говорит нам, что мы возвратились в дом Отчий.

Богосыновство - фундамент духовности Opus Dei. Все люди - дети Божии. Но и ребенок может вести себя по-разному перед своим отцом. Мы должны, как дети, отдавать себе отчет в том, что Господь позволяет нам жить в Своем доме - в гуще мира. Он присоединяет нас к Своей семье, Свое делает нашим, а наше - Своим. Он дарует нам доверие и близость, которые заставляют нас просить у Него невозможного.

Дитя Божие обращается к Господу как к Отцу. Его отношения с Ним не сводятся к рабскому поклонению или чисто формальной вежливости и элементарным приличиям. Они полны искренности и доверия. Бог не соблазняется о людях. Он не устает от нашей неверности. Отец прощает любую обиду, когда ребенок возвращается в Его дом и кается, и просит прощения. Наш Господь является Отцом до такой степени, что знает о нашем раскаянии и первый идет нам навстречу, открывая Свои объятия.

Поверьте, я не выдумываю ничего нового. Вспомните притчу, которую рассказал нам Сын Божий, чтобы мы могли постичь любовь Небесного Отца: притчу о блудном сыне [ Лк 15, 20 (перевод с Вульгаты)].

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и долго целовал его [ Рим 8, 15]. Вот слова Святого Писания: Он целовал своего сына долго, словно вбирая его в себя. Есть ли слова более человечные, чем эти? И есть ли образ, способный лучше передать силу Божией Любви к человеку?

Мы не можем молчать перед Богом, Который бросается нам навстречу. Мы скажем Ему вместе с апостолом Павлом: “Abba, Pater”, Авва, Отче [ Preconium pascuale]. Ибо Он, Творец Вселенной, не требует, чтобы мы называли Его величественными титулами. Ему безразлично наше признание Его суверенного господства! Он хочет, чтобы мы называли Его Отцом и наслаждались этим словом. Он хочет исполнить радости наши души.

Так или иначе, но человеческая жизнь - постоянное возвращение к дому Отца путем покаяния, то есть обращения сердца, в основе которого лежат желание исправиться и твердое решение совершенствоваться. Это стремление души проявится в наших жертвах, в нашей самоотдаче. Путь в Отчий дом проходит через Таинство прощения, в котором, исповедуя свои грехи, мы облекаемся во Христа и становимся братьями, членами семьи Божией.

Бог ждет нас, как отец в притче - с раскрытыми объятиями, хотя мы этого и не заслужили. Наш долг, как бы огромен он ни был, не имеет значения. Как блудному сыну, нам надо лишь прислушаться к своему сердцу, почувствовать тоску по отцовскому очагу, восхититься и обрадоваться тому дару, которым одаривает нас Бог, - этой возможности называться и быть на деле Его детьми, несмотря на слабость нашей ответной любви.

Таинства благодати Божией

Кто хочет бороться воистину, тот применяет все средства. А средства эти не изменились на протяжении двадцати столетий: молитва, самоотречение, принятие Таинств. И поскольку самоотречение - тоже молитва, молитва плоти, то мы можем ограничиться двумя словами: молитва и Таинства.

Мне бы хотелось поговорить о таинствах. Они для нас - источник благодати Божией и чудесное проявление Его милосердия. Будем медленно размышлять над определением Таинств, данным в Катехизисе Тридентского Собора: Некоторые ощутимые и производящие благодать знаки в то время, когда они представляют ее и ставят пред нашими глазами [ Иез 33, 11]. Наш Господь Бог бесконечен, Его любовь неистощима, Его милосердие безгранично. Он дарует нам Свою благодать бесконечно разными путями. И все же Он свободно и точно установил эти семь конкретных и действенных знаков - чтобы наше соучастие в заслугах Искупления стало постоянным, простым и всем доступным.

Если мы оставим Таинства - христианская жизнь исчезнет. Но некоторые, особенно в наше время, кажется, забывают об этом спасительном течении благодати Христовой, или даже пренебрегают им. Больно упоминать об этой ране нашего якобы христианского общества. Но это необходимо, чтобы в наших душах утвердилось желание припасть к источникам освящения и обoжения с еще большей благодарностью и любовью.

Без малейших угрызений совести откладываются крещения новорожденных младенцев. Это тяжкое посягательство на любовь и справедливость, ибо мы лишаем детей неоценимого сокровища - благодати веры, водворения Пресвятой Троицы в душе, которая приходит в мир запятнанной первородным грехом. Искажают Таинство миропомазания, в котором Предание всегда видело укрепление духовной жизни тихим и плодотворным излиянием Святого Духа - чтобы душа, сверхъестественно укрепленная, могла бороться как “miles Christi”, воин Христов, во внутренней брани против эгоизма и похоти.

Тому, кто утратил чувство божественного, трудно понять Таинство покаяния. Тaинственная исповедь - не диалог людей, но беседа с Богом, суд справедливости, верный и праведный. И прежде всего - суд милосердия, на котором председательствует вселюбящий Судия, не желающий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. [ См. Еф 5, 32]

Милость нашего Бога воистину безгранична. Посмотрите, как Он заботится о детях Своих. Он сделал брак священным союзом, образом единения Христа и Его Церкви [ См. Тридентский Собор, Сессия XXIII, c. 14. Concilium Vaticanum II, Decr. Presbyterorum ordinis, n. 2.], великим Таинством, созидающим христианскую семью, которая, с благодатью Божией, должна стать школой святости, оплотом мира и согласия. Родители - сотрудники Бога. Поэтому дети должны почитать своих родителей. Как я уже писал однажды, четвертую заповедь можно назвать сладчайшим заветом Декалога. Если супруги стремятся к святости в браке, как того хочет Бог, то семейный очаг станет убежищем мира, светлым и радостным.

Радость - благо для христиан. Она исчезает только тогда, когда человек оскорбляет Бога: ибо грех - плод эгоизма, а эгоизм - причина печали. Но даже тогда радость остается, как угли под пеплом, на дне души - ибо мы знаем, что Бог и Его Матерь никогда не забывают о людях. Если из нашего сердца вырывается стон сокрушения о грехах, если мы очищаемся в Святом Таинстве покаяния - Бог выходит навстречу и дает нам прощение. И печаль исчезает. Ибо надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся [ Св. Амвросий Медиоланский, Expositio Evangelii secundum Lucam, 7 (PL 15, 1540).].

Этими словами заканчивается чудесная притча о блудном сыне, над которой мы никогда не устанем размышлять. Вот идет тебе навстречу Отец; Он преклонит голову к твоему плечу, даст тебе поцелуй, залог любви и нежности; прикажет подать тебе одежду, кольцо и обувь. Ты еще боишься упрека, а Он уже возвращает тебе твое достоинство; боишься наказания, а Он дает тебе поцелуй; боишься осуждения, а Он готовит пир для тебя [ Откр 12, 1].

Неисследима любовь Божия. Если так поступает Он со Своим обидчиком - то что сделает, чтобы почтить Свою Мать, Пречистую, “Virgo fidelis”, Пресвятую Деву, всегда верную?

Если так велика любовь Божия к человеку, чье сердце часто бывает изменником, - что будет с Сердцем Марии, которое никогда не препятствовало воле Божией?

Смотрите как Литургия этого праздника настаивает на невозможности понять человеческим разумом бесконечное милосердие Господа: не объясняет, но воспевает, поражает воображение, чтобы каждый из нас стал хвалить со рвением. Ибо наша похвала никогда не будет достаточной: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд [ Пс 4544, 12-14]. И возжелает Царь красоты твоей… Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом [ Лк 1, 48-49].

Литургия заканчивается словами Марии, в которых величайшее смирение сочетается с величайшей славой: отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный. [regnum santitatis et gratiae, regnum iustitiae, amoris et pacis (Префация) ]

“Cor Mariae Dulcissimum, iter para tutum” - Сладчайшее Сердце Марии, дай нам на нашем земном пути уверенность и силу: будь же Ты Сама нашим путем, ибо знаешь тропу и верный кратчайший путь ведущие, Твоей любовью, к любви Христовой.

Ссылки к Священному Писанию