Список параграфов

Параграфы 5 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Мир.

В канун Рождества я люблю рассматривать изображения Младенца Иисуса. В этих картинках, представляющих самоуничиженного Господа, мы чувствуем Божий призыв. Всемогущий нуждается в человеческой помощи, как самое беззащитное существо. Из вифлеемской колыбели Христос говорит нам всем и каждому из нас в отдельности, что мы Ему нужны. Он призывает нас к христианской жизни без компромиссов - к жизни преданной, трудолюбивой и радостной.

Истинная радость невозможна без смирения - смирения Иисусова, - и надо полностью уподобиться Ему, чтобы пережить эту радость. Повторяю: видели ли вы, где таится величие Бога? В яслях, в пеленах, в пещере… Путь к действенной и искупительной жизни проходит через смирение, самоотвержение и служение всем человеческим душам.

Бывает, что люди - и даже хорошие христиане! - осложняют себе жизнь лишь потому, что лишены самопознания и смирения. Они живут в тревоге, но это их беспокойство есть плод гордыни и потребности во внимании окружающих. Такие люди не умеют отойти в тень, сотворив добро. Им нужна личная безопасность. Они страдают, видя в других недостаток уважения к себе. Они могли бы наслаждаться душевным покоем и великой радостью, но гордыня и самонадеянность приводят их к бесплодию и страданиям.

Христос был смирен сердцем [ Лк 2, 7]. Он никогда не желал для Себя ничего исключительного, не хотел добиться привилегий. Девять месяцев Он находился в утробе Матери - просто и естественно, как любой из нас. Яснее, чем кто-либо другой, Он знал, что необходим человечеству. Он хотел прийти на землю для спасения душ человеческих, но не торопил время и пришел в Свой час, как и все другие люди. От времени Зачатия и до Рождества никто, кроме Святого Иосифа и Святой Елисаветы, не знал об этом чуде - о том, что Бог обитает с нами.

Иисус родился в чудесной простоте. Он пришел незаметно, скромно. Только Мария и Иосиф были свидетелями и участниками этих божественных событий. Потом - пастухи, оповещенные ангелами. Еще позже - волхвы, пришедшие с Востока. Так свершилось событие запредельное: соединение Неба и земли, Бога и человека.

Возможно ли привыкнуть к этим сценам Евангелия? Бог смиряет Себя, чтобы мы могли к Нему приблизиться и ответить нашей любовью на Его любовь. Он унижает Себя, чтобы наша свобода сдалась не только перед зрелищем Его могущества, но и перед чудом Его смирения.

Величие Младенца, Который есть Бог… Его Отец - Создатель Неба и земли. А Он тут, в яслях, “quia non era eis locus in diversorio” - потому что не было им места в гостинице [ Флп 2, 8], потому что не было другого места на земле для Господина всего сущего…

Праздник, который мы отмечаем сегодня, - это (как и все христианские праздники) прежде всего праздник мира. Пальмовые ветви напоминают нам о том моменте из Книги Бытия, когда Ной помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли [ Еф 2, 14]. Сегодня мы вспоминаем установление и утверждение во Христе союза между Богом и Его народом, ибо Он есть мир наш [ Антифон процесии раздачи пальмовых ветвей]. В духе чудесного единства старого с новым, которое характерно для Литургии нашей святой Католической Церкви, мы повторяем сегодня эти слова глубокой радости: Дети иудеевы, неся пальмовые ветви, вышли навстречу Господу и восклицали: “Слава в вышних!” [ Лк 19, 36-38]

Это восклицание, обращенное к Иисусу, соединяется в нашей душе с другим - с тем, которым небеса приветствовали Его Рождество в Вифлееме. Когда Он ехал, - пишет святой Лука, - постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! [ Бл. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 51, 2 (PL 35, 1764).]

И на земле мир…

Мир на небесах, “Pax in coelo…” А на земле? Почему на земле нет мира? То, что есть, - только видимость, хрупкие обязательства, равновесие страха. Но мира нет. Нет его и в Церкви. Множество разногласий раздирают белый хитон Невесты Христовой. Нет мира во многих сердцах, что втуне тщатся загасить душевное беспокойство, непрестанно суетясь и стремясь получить мелкое удовольствие от обладания земными благами; но оно не утоляет жажду, ибо всегда оставляет привкус печали.

Пальмовые ветви означают победу, - пишет бл. Августин. - Господь готовится к триумфу, умирая на Кресте. Под знаком Креста Он идет к победе над Дьяволом, князем смерти [ Ин 14, 6]. Христос - наш мир, ибо Он победил. И победил потому, что боролся со злобой в сердцах человеческих.

Христос, Который есть наш мир, является также и нашим путем [ Мф 15, 19]. Если мы хотим быть в мире, то должны за Ним последовать. Мир - следствие войны, борьбы аскетической, борьбы внутренней, которую каждый христианин должен вести в своей жизни против всего, что не идет от Бога: против гордыни и чувственности, эгоизма, легкомыслия и скудости сердца. Бесполезно громко требовать внешнего покоя, если нет покоя в совести, в глубине души, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. [1 Кор 9, 26-27]

Сегодня и вчера

В Литургии Вербного Воскресенья христиане поют: Отверзитесь, двери вечные, ибо грядет Царь Славы [ Мф 11, 12]. Кто замкнулся в цитадели своего эгоизма, тот не выйдет на поле брани. Но, отворив двери своей крепости, он примет Царя Небесного и вместе с Ним пойдет на битву против ничтожества, что застит наши взоры и делает совесть нечувствительной.

Отверзитесь, двери вечные. Этот призыв к борьбе не является чем-то новым в христианстве. Это вечная истина: без борьбы нет победы, без победы нет мира. А без мира человеческая радость поверхностна и бесплодна. Она не ведет к помощи ближнему, к милосердию, справедливости и прощению, к служению Богу.

Сейчас как вверху, так и внизу иерархии, как в Церкви, так и вне ее многие отказались от борьбы - этой личной войны против личных слабостей, - чтобы предать себя полностью в те узы, которые развращают душу. Эта опасность угрожала и всегда угрожает всем христианам.

Поэтому будем настойчивы в наших мольбах о милости, обращенных к Пресвятой Троице. Говоря об этом, я со страхом думаю о Суде Божием. И взываю к Его милосердию, прося воззреть не на наши грехи, но на заслуги Христа и Его Пресвятой Матери, Которая является и нашей Матерью, на заслуги Патриарха Иосифа, бывшего Ему отцом, а также на заслуги всех святых.

Христианин может жить с уверенностью, что если он примет бой, то Бог будет держать его за правую руку, как мы читали на сегодняшней Литургии. Иисус, входящий в Иерусалим на бедном ослике, есть Царь Мира. Он говорит нам, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [ Иез 34, 15-16; 27]. Эта сила - не насилие над ближним, но только средство преодоления нашего ничтожества, наших слабостей. Это жажда истины, не позволяющая нам скрывать нашу личную неверность. Это храбрость, с которой мы исповедуем веру даже там, где ей противятся.

Сегодня, как и всегда, Господь ждет героизма от христиан. Если надо, то и в больших сражениях, но, как правило - в мелких повседневных стычках. Если мы боремся постоянно и с любовью, то Господь будет всегда рядом с нами, Его детьми, как вселюбящий Пастырь: Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю… и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. [ Ин 13, 1]

Мы уже вспоминали события в Наине. Могли бы вспомнить и другие - в Евангелии много подобных эпизодов. Эти рассказы трогали и будут трогать сердца тварей, ибо они не столько свидетельствуют о сочувствии человека к себе подобным, сколько открывают нам безмерную любовь Господа. Сердце Иисуса - это Сердце воплощенного Бога, Эммануила, Бога-с-нами.

Церковь, соединенная со Христом, рождается от раненого Сердца [ Ин 14, 21]. Из этого разверзшегося Сердца подается нам жизнь. Как здесь не вспомнить хотя бы мельком Таинства Церкви, через которые Бог действует в нас и делает нас участниками искупительной силы Христовой? Как не напомнить с особой благодарностью о Святом Таинстве Евхаристии, Святой Жертве Голгофы и ее постоянном бескровном возобновлении во время Божественной Литургии? Иисус дает нам Себя в пищу. Он идет нам навстречу. Все изменяется, нас наполняют новые силы - помощь Святого Духа, - руководящие поступками, мыслями, чувствами. Сердце Христово - это источник мира в христианине.

Та самоотдача, которой требует от нас Господь, основывается не только на наших желаниях и возможностях, которые так ограниченны и ничтожны. Она опирается прежде всего на милости, которые добыты для нас Любовью Сердца Бога, ставшего человеком. Поэтому мы можем и должны без устали и уныния упорствовать в нашей внутренней жизни детей Небесного Отца. Я люблю предлагать для размышлений следующий вопрос: как может христианин в своей обычной повседневной жизни, в простейших мелочах, в естественных обстоятельствах каждого дня проявлять свою веру, надежду и любовь - главные качества души, укрепленной помощью Божией? Души, которая находит радость, спокойствие и силу, совершенствуясь в этих богословских добродетелях?

Вот плоды мира Христова - мира, который приносит нам Его Святейшее Сердце. Ибо, повторим в который уж раз, любовь Иисуса к людям - это неисследимая черта тайны Божией, любви Сына к Отцу и Святому Духу. Святой Дух, эта связь любви между Отцом и Сыном, находит в Слове Сердце человеческое. Мы не можем говорить об этих главных реальностях нашей веры, не чувствуя ограниченности нашего ума и безграничности Откровения. Но, хотя мы не можем полностью охватить эти реальности, хотя наш разум замирает пред ними в недоумении, мы смиренно и твердо в них веруем - ибо знаем, что они таковы, по свидетельству Христа. Мы знаем, что Любовь из лона Пресвятой Троицы изливается на всех людей через Любовь Сердца Иисусова.

Жить в Сердце Иисуса, соединиться с Ним - значит стать обителью Божией. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим [ См. Ин 14, 23], - говорит нам Господь. И Христос, и Отец в Святом Духе входят в душу и творят в ней Свою обитель [ Пс 6362, 2].

Если мы понимаем хотя бы немного эти главные истины - наше поведение меняется. Мы жаждем Бога - и поэтому присваиваем эти слова Псалмопевца: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной [ Ин 7, 37]. И Иисус, возбудивший в нас эти желания, выходит навстречу и говорит нам: Кто жаждет, иди ко Мне и пей [ Лк12, 49]. Он дает нам Свое Сердце, чтобы мы обрели в нем отдых и силу. Приняв Его призыв, мы убедимся, что слова Его истинны: наша жажда возрастет до такой степени, что мы возжелаем, чтобы Бог сотворил в нашем сердце Свою обитель, чтобы Он не удалил от нас Свое тепло и свет.

“Ignem veni mittere in terram, et quid volo nisi ut accendatur?”, огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! [ Антифон Всенощной праздника Успения Божией Матери.] Мы уже немного приблизились к огню этой божественной Любви. Пусть его мощь поколеблет наши жизни и заставит нас передать божественный огонь из края в край земли - чтобы все могли познать его. Чтобы все узнали мир Христов и в нем нашли свое счастье. Христианин, живущий в единстве с Сердцем Иисуса, не может иметь других целей, кроме мира в обществе, в Церкви, в душе - мира Божия, который завершится пришествием к нам Его Царства.

Мария, “Regina pacis”, Царица Мира, Ты имела веру, Ты уверовала в исполнение благой ангельской вести. Помоги и нам возрастать в вере, быть твердыми в надежде, проникать в глубины Любви. Ибо этого хочет от нас Твой Сын, открывающий нам Свое Святейшее Сердце.