Список параграфов

Параграфы 6 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Царство Божие .

Мы не можем скрывать от самих себя, как много еще предстоит сделать. Однажды Иисус, быть может, созерцая плавное движение уже созревших колосьев, сказал своим ученикам: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою [ Мф 20, 12]. Как тогда, так и сейчас все еще не хватает работников, согласных переносить тягость дня и зной [ Иоил 1, 10-11]. И если те, кто работает, не остаются верными - происходит то, о чем пишет Пророк Иоиль: Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле [ Притч 12, 11].

Погибает жатва, когда человек не хочет от всего сердца принять постоянную работу, что может оказаться тяжелой и долгой: возделывать землю, сеять семя, стеречь поля, жать и обмолачивать колосья… Царство Божие созидается в истории, во времени. Господь доверил это задание всем - и никто не может чувствовать себя посторонним. Созерцая Христа и поклоняясь Ему в Евхаристии, мы понимаем, что еще не пришло время отдыха, что день все еще длится.

В книге Притч Соломоновых мы читаем: Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом [ См. Мк 4, 8]. Постараемся почаще применять эти слова к нашей духовной жизни: кто не возделывает поле Божие, не сохраняет верность божественной миссии, не предает себя другим, помогая им познавать Христа - тот с трудом поймет значение евхаристического Хлеба. Никто не ценит то, что досталось ему без труда. Чтобы ценить и любить Святую Евхаристию, надо пройти к ней путем Иисуса: стать зерном, умереть для себя, возродиться во всей полноте жизни и принести обильные плоды: сто на один! [ Мк 1, 17]

Путь Иисуса сводится к одному только слову: любить. А это значит - иметь большое сердце, чувствовать заботы окружающих, уметь понимать и прощать, и жертвовать собой со Христом за все души без исключения. Возлюбив Сердце Иисусово, мы научимся служить и защищать истину ясно и с любовью. Чтобы так любить - необходимо искоренить в себе все, что мешает Жизни Христа в наших душах: привязанность к комфорту, искушение эгоизмом, склонность к тщеславию. Только воспроизведя в себе Жизнь Христа, мы сможем передать ее другим. Только умирая для себя подобно пщеничному зерну мы сможем работать в недрах земли, изменяя ее изнутри, делая ее плодотворной.

Заканчивается церковный год. В Божественной Литургии мы возобновляем приношение Жертвы Богу Отцу, которая есть Христос, Царь благодати и святости, правды, любви и мира, как мы скоро прочтем в Префации [ Лк 19, 14]. Вы чувствуете радость в душах ваших, когда созерцаете пресвятую человечность Господа - Царя с таким же плотяным сердцем, как наше, Творца вселенной и всех тварей, Который, царствуя, не величится, но просит лишь немного любви, безмолвно показывая язвы на Своих руках.

Но почему же столько людей пренебрегают Им? Почему все еще слышится этот жестокий вопль: “Nolumus hunc regnare super nos” - не хотим, чтобы он царствовал над нами [1 Кор 15, 25]? Миллионы людей по всему миру противятся Иисусу Христу - вернее, Его тени, ибо истинного Христа они не знают, не видели красоты Его Лика, не постигли дивности Его учения.

Глядя на это печальное зрелище, я чувствую желание каяться и утешать моего Господа. Слыша этот непрестанный вопль, который проявлется не столько в словах, сколько в нечестных поступках, я хочу кричать изо всех сил: “Opportet illum regnare!” - Ему надлежит царствовать [ Бл. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 27, 11 (PL 35, 1621).]!

Противление Христу

Для многих нестерпимо, что Христос царствует. Они противятся Ему повсюду: в великих мировых проектах, в образе жизни, в науке и искусстве. Даже в самой жизни Церкви! Я не говорю о тех развращенных душах, которые клевещут на Иисуса, - пишет Бл. Августин, - ведь мало кто злословит Его языком, но многие - поведением [ См. Гал 4, 31].

Для некоторых неприемлемо даже выражение Христос Царь - их смущает термин, который, якобы, смешивает Царство Христово с политическим институтом, или принуждает их к признанию какого-либо закона. И отвергают любой закон, даже нежную заповедь любви, ибо не хотят любви Божией, но поглощены своим эгоизмом.

Давно уж Господь заставляет меня повторять этот безмолвный вопль: “serviam!” - буду служить Тебе, Господи! Он умножает в нас желание отдавать себя, отвечать верностью на Его божественный призыв - естественно, без шума и показухи, посреди улицы. Поблагодарим же Его из глубины сердца. Обратимся к Нему с молитвой подданных, с молитвой детей! И наши уста исполнятся молока и меда. И нам будет сладко говорить о Царстве Божием - Царстве свободы, той свободы, которая завоевана Им для нас [ См. Кол 1, 11-16].

Христос, Господь мира

Подумаем о том, что Христос, тот самый милый сердцу Младенец, Рождество Которого мы видели в Вифлееме, - есть Господь мира. Им созданы все твари, земные и небесные. Он примирил все сущее с Отцом, восстановив мир между небом и землей Кровью, изливаемой на Кресте [ Деян 1, 11]. Сегодня Он царствует, сидя одесную Отца. Смущенным ученикам, которые созерцали облака после Вознесения Господня, два ангела в белой одежде говорят: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо [ См. Притч 8, 15].

Им царствуют цари [ Исх 15, 18], но с той лишь разницей, что цари земные и всякая власть человеческая - преходящи, а царство Христово во веки и в вечность [ Дан 3, 100]. Царство Его - царство вечное, и владычество Его - в роды и роды [ Ин 18, 36].

Царство Христово - это не художественный образ и не риторический прием. Христос жив - и даже как человек, с тем же телом, которое было принято Им в Воплощении, воскресло после Голгофской жертвы и, соединенное с Его человеческой душой, прославлено в Слове. Христос, истинный Бог и истинный человек, живет и царствует. Он - Господь мира. Только Им живет все сущее.

Но почему Он не явится сейчас во славе? - Потому что Царство Его хотя и в мире, но не от мира сего [ Ин 18, 37]. Иисус сказал Пилату: Я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельстовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего [ Рим 14, 17]. Ожидавшие от Мессии земной, видимой власти ошиблись: Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Мф 3, 2 и 4, 17].

Истина и праведность, мир и радость в Святом Духе. Это и есть Царство Христово: божественное действие, спасающее людей, которое завершится лишь вместе с концом истории, когда Господь, воссев на высшем месте в Раю, начнет Последний суд над людьми.

Приступая к Своей земной проповеди, Христос не предлагает политическую программу, но говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное [ См. Лк 10, 9]. Он поручает Своим ученикам провозглашать эту благую весть [ См. Мф 6, 10] и учит молитве о пришествии Царства [ См. Мф 6, 33]. Это и есть Царство Божие и Его правда. Это и есть святая жизнь - то, чего должно искать прежде всего [ См. Лк 10, 42], ибо только это и нужно [ Мф 22, 2-3].

Спасение, которое проповедует наш Господь Иисус Христос, - это призыв, обращенный ко всем: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званных на брачный пир [ Лк 17, 21]. И Господь открывает нам, что Царствие Божие внутрь вас есть [ См. Ин 3, 5].

Никто не исключается из спасения, если он послушен любовным требованиям Христа: родиться снова [ См. Мк 10, 15; Мф 18, 3; 5, 3], быть как дети и в простоте духа [ Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф 19, 23)]; отстранить от сердца все, что удаляет от Бога [ См. Мф 7, 21]. Иисус хочет дел, а не только слов [ Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11, 12)]. И только тот, кто борется, получит вечное наследство [ См. Мф 13, 24].

В этом мире мы не узрим всего величия Царства Божия, не услышим окончательного решения о спасении или осуждении. Сейчас Царство подобно семени [ См. Мф 13, 31-32], зерну горчичному, которое растет [ См. Мф 13, 47-48]. А в конце будет, как с сетью, которую вытаскивают и растягивают на песке: из нее выбирают, к различной судьбе, исполнявших правду и вершивших беззаконие [ См. Мф 13, 33]. Но пока мы живем здесь, в этом мире, - Царство подобно закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, пока не вскисло все [ См. Мф 13, 44-46].

Кто понимает, что за Царство предлагает нам Христос, тот также поймет, что стоит пожертвовать всем ради его достижения. Оно - жемчужина, которую покупает торговец, продавши все, что у него есть; оно - сокровище, найденное в поле [ См. Мф 21, 43; 8, 12]. Трудно завоевать Царство Небесное - и никто не может быть уверен, что достигнет его [ Лк 23, 42-43]. Только смиренный вопль кающегося грешника может разверзнуть его врата. Один из разбойников, распятых вместе с Иисусом, умоляет Его: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю [ См. Дан 2, 33].

Царство в душах

Как велик Ты, Господь и Бог наш! Ты придаешь сверхъестественный смысл и божественную действенность нашей жизни. Благодаря Тебе любовь к Твоему Сыну заставляет нас повторять душой и телом, всеми силами нашего бытия: “Opportet illum regnare!”, Ему надлежит царствовать там, где звучат лишь мотивы нашей слабости, ибо мы знаем, что мы - твари. И какие твари! - слепленные из глины. Да не только ноги [ Ин 12, 15], но и сердце, и голова. И все же, с Твоей помощью мы будем жить жизнью божественной.

Христос должен царствовать прежде всего в нашей душе. Но что бы мы ответили, если бы Он спросил нас: “А ты? Позволяешь ли ты Мне царствовать в твоем сердце?” Я ответил бы Ему, что для этого я нуждаюсь в избытке Его благодати. Только тогда всякое дыхание, всякое биение сердца, даже беглый взгляд, даже самое обычное слово, самое простое ощущение - все во мне станет осанной Моему Христу Царю.

Если мы хотим, чтобы Христос царствовал, - будем последовательны: сначала отдадим Ему наше сердце. Если мы этого не сделаем - разговор о Царстве Христа станет лишь воплем, лишенным христианского смысла, внешним проявлением веры, которой уже нет, преступным использованием Имени Божьего для прикрытия человеческих компромиссов.

Если бы для того, чтобы Иисус царствовал в наших душах, нужно было, чтобы Он нашел в нас достойную обитель, - у нас были бы все причины унывать. Но не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле [ Пс 7372, 23-24]. Видели? Иисус в качестве трона довольствуется бедным животным. Я не знаю, как вам, но мне совсем не обидно признать себя ослом пред Господом: как скот был я пред Тобой. Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку [ Деян 1, 1]. Ты ведешь меня под уздцы.

Вы помните характерные черты осла - сейчас, когда этих животных стало так мало? Не старого, упрямого и злопамятного, который мстит за себя и лягается, а молодого осла с ушами, торчащими, как антенны, который сдержан в пище и упрям в работе, который движется решительной и радостной трусцой. Правда, есть сотни животных, более красивых, проворных, диких. Но Христос выбрал его, чтобы предстать в образе Царя перед народом, встречающим Его восторженными криками. Ибо Господу не нужна рассчетливая хитрость и жестокость холодных сердец, внешняя, но пустая красота. Иисус любит радость молодого сердца - простую походку, искренний голос, чистый взгляд и слух, обращенный к Его словам любви. Так царствует Он в наших душах.

Царствовать в служении

Дав Христу царствовать в наших душах, мы станем не господами, но слугами всех людей. Служение. Как нравится мне это слово! Служить моему Царю, а ради Него - всем душам, искупленным Его кровью. Если бы христиане умели служить! Доверим же Господу наше решение: учиться служить, ибо только служа мы сможем познать и полюбить Христа. А также - помочь всем людям познать и полюбить Его.

Как же нам открыть Его другим душам? Сначала - личным примером. Будем свидетельствовать о Нем, свободно подчиняясь Ему во всех наших занятиях, ибо Он - Господь всей нашей жизни, единственная причина и цель нашего бытия. Проповедуйте Его личным примером - и тогда вы сможете проповедовать Его учение словом. Так поступал и Сам Христос: “Coepit facere et docere” [ См. Рим 12, 21] - сначала Он учил делом, а потом уже Своей божественной проповедью.

Служение другим ради Христа требует, чтобы мы были очень человечными. Если наша жизнь бесчеловечна, Бог не сможет создать на ней ничего, ибо обычно Он не строит на беспорядке, на гордыне и эгоизме. Мы должны всех понимать, ладить со всеми, всех оправдывать и прощать. Конечно, мы никому не скажем, что оскорбление, нанесенное Богу не является оскорблением; мы не назовьем несправедливость справедливостью, а зло - добром. Но, на зло мы ответим не злом, а ясным учением и честным поведением, топя зло в обилии добра [ Ин 12, 32 (пер. с Вульгаты)]. Так будет царствовать Христос в наших душах и в душах окружающих нас людей.

Некоторые стараются установить мир во всем мире, не вкладывая любви Божией в свои собственные сердца, не служа тварям во имя любви Божией. Как же можно в таком случае распростанять мир? Ведь мир Христов - это мир Царства Христова, который достигается стремлением к святости, смиренной открытостью душ благодати Божией, бескорыстным действием в пользу справедливости и излиянием любви Божией.

Христос на вершине человеческих деяний

Это не пустые мечтания. Это осуществимо. Если бы только мы, люди, решились укрыть любовь Божию в наших сердцах! Христос, наш Господь, был распят и с высоты Креста искупил всех людей, восстановив мир между ними и Богом. Он говорит нам: “Et ego, si exaltatus fuero a terra, omnia traham ad meipsum” - И когда Я вознесен буду от земли, все привлеку к Себе [ Гал 4, 5]. Если вы вознесете Меня на вершину всех земных деяний, ежеминутно исполняя свой долг и будучи Моими свидетелями как в большом, так и в том, что кажется малым - “omnia traham ad meipsum”, все привлеку к Себе. И Царство Мое среди вас станет реальностью!

Христос, наш Господь, упорно продолжает сеять спасение людей и всего творения, всего нашего мира, который хорош, ибо вышел хорошим из рук Божиих. Оскорбление Богу от Адама, грех гордыни человеческой - вот что разрушило божественную гармонию всего сущего.

Но когда исполнилась полнота времен, Бог Отец послал Сына Своего Единородного, Который при содействии Святого Духа воплотился во чреве Приснодевы Марии, чтобы восстоновить мир и искупить грех человеческий, - “adoptionem filiorum reciperemus”, дабы нам получить усыновление [ См. Рим 6, 4-5] и стать детьми Божиими, соучастниками внутренней жизни Бога нашего. Чтобы новому человечеству, этой новой ветви сынов Божиих [ См. Еф 1, 10], было дано освободить все сущее от беспорядка, соединяя все твари во Христе [ См. Кол 1, 20], Который примирил их с Богом [2 Кор 3, 17].

Мы, христиане, призваны к исполнению этой апостольской задачи: оросить землю целебным бальзамом любви, чтобы навсегда исчезли ненависть и жестокость, чтобы Царство Христово стало реальностью. Попросим же сегодня нашего Царя дать нам со рвением и смирением соработничать с Ним в соединении разбитого и спасении потерянного, в водворении порядка там, где человек его разрушил, в возвращении на путь истинный всего, что сбилось с пути, и восстановлении согласия во всем творении.

Принять христианскую веру - значит решиться на продолжение миссии Иисуса Христа среди тварей. Каждый из нас должен быть “alter Christus, ipse christus” - другим Христом, Самим Христом. Только так мы сможем завершить это огромное, бесконечное дело - освящение всего земного изнутри закваской спасения.

Я никогда не говорю о политике. Я не думаю, что миссия христиан на земле - создать религиозно-политическое движение, пусть даже с самым благим намерением распространить дух Христов во всех сферах человеческой деятельности. Это было бы безумием. Сердце каждого человека - вот что надо утверждать в Боге. Будем стараться обращаться к каждому христианину, чтобы каждый в своих обстоятельствах, которые зависят не только от его положения в Церкви и обществе, но и от изменяющихся исторических ситуаций, сумел словом и примером свидетельствовать о вере, которую он исповедует.

Христианин - полноправный член рода человеческого. Позволив Христу царствовать в своем сердце, он найдет полноту спасительной плодотворности во всех делах и занятиях. Престижно ли занятие - это не важно, ибо то, что престижно для людей, может быть низко для Бога. А то, что мы называем скромным или ничтожным, может оказаться вершиной святости и христианского служения.