Список параграфов

Параграфы 4 в «Друзья Божии » содержит понятие Радость.

Если христианин упражняется в этих качествах - значит, его душа готова активно принять благодать Святого Духа. И укрепятся в его душе добрые качества, усилятся от вдохновения, которое дарует ему Утешитель. Третья Ипостась Пресвятой Троицы - сладчайший гость души [ Sequentia Veni, Sancte Spiritus.] - приносит свои дары: дар премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Божия [ См. Ис 11, 2.].

В душу нисходят радость и мир [ См. Гал 5, 22.] - радостный мир, то внутреннее ликование, которое порождается естественной добродетелью радости. Когда нам кажется, что все погибло, то… ничто не погибло, ибо Ты - Бог крепости моей [ Пс 4342, 2.]. Если Господь живет в нашей душе, то все остальное второстепенно, преходяще - даже если кажется очень важным. Мы же в Боге - вечны.

Дарованное Святым Духом благочестие помогает нам осознать себя детьми Божиими. Но почему же мы, будучи детьми Божиими, унываем? Ведь уныние - это побочный продукт эгоизма. Жаждущих жить для Бога, радость не оставит никогда - когда человек мучительно и глубоко осознает свои ошибки, свое убожество. Радость будет изливаться в наших каждодневных молитвах - и нам не останется ничего другого, как только запеть от радости. Потому что мы любим, а пение - дело влюбленных.

Если мы будем так жить, то осуществим в миру дело мира: докажем, что служение Господу приятно, ибо доброхотно дающего любит Бог [2 Кор 9, 7.]. Христианин в миру - один среди многих. Но из его сердца изливается радость - ибо он решился исполнять волю Отца. Поэтому он не чувствует себя ни жертвой, ни униженным, ни оскорбленным. Он идет с гордо поднятой головой, потому что он человек и сын Божий.

Наша вера выявляет всю полноту значения этих добродетелей, воспитание которых в себе нельзя прерывать ни на день. Никто не может быть человеком более, чем Христос - поэтому тот, кто следует Христу, способен (не сам, но исключительно по благодати Божией) сообщить окружающим то, что они иногда подозревают, но не вполне осознают. А именно: что истинная радость и подлинное служение ближнему непременно проходят через Сердце нашего Спасителя - "perfectus Deus, perfectus Homo", совершенного Бога, совершенного человека.

Припадем к ногам Пречистой Девы, Матери нашей - совершеннейшего творения, вышедшего из рук Божиих. Попросим Ее помочь нам стать порядочными людьми - чтобы наши добродетели, скрепленные благодатью, стали опорой из опор для нас и для тех, кто вместе с нами работает в миру и для мира.

Пусть не будет в вас доверия к тем, которые видят в добродетели смирения человеческое малодушие или постоянную обреченность на уныние. Чувствовать себя глиняным горшком, скрепленным скобами - это постоянный источник радости. Чувствовать так - значит признавать себя малым перед Богом, быть как дитя, как сын. И есть ли большая радость, чем знать, что ты ничтожен и слаб - но также и сын Божий? Почему мы, люди, унываем? Потому что жизнь часто идет не так, как нам хотелось бы. Потому что на пути встают преграды, затрудняющие или делающие невозможным продвижение к цели наших стремлений.

Этого не случается, если человек живет в сверхъестественной реальности своего Богосыновства. Если Бог за нас, кто против нас? [ Рим 8, 31.] Я всегда говорю: посмотрите, как печальны те, которые не желают признать себя сынами Божиими.

В заключение обратимся к двум молитвам сегодняшней Литургии, которые, словно стрелы, нацеленные в небеса, должны ринуться из сердца нашего, из наших уст: дай нам, Всемогущий Боже, достойно приобщиться небесных даров Твоих, совершив Святое Таинство [ Postcommunio]. И еще: дай нам, Господи, служить Тебе по воле Твоей [ Oratio super populum]. Наше дело, дети мои - служить и служить, быть слугами всех, чтобы ныне народ Твой умножался достоинством и числом [ Oratio super populum].

Здесь, в присутствии Бога, правящего нами из Дарохранительницы (как помогает эта реальная близость Иисуса!), мы начнем сегодняшнее молитвенное размышление об этом сладостном даре Божием - о надежде, которая наполняет наши души радостью. "Spe gaudentes", утешайтесь надеждою [ Рим 12, 12.], - говорит Апостол Павел, ибо наша верность Господу будет оплачена бесконечной Любовью.

Никогда не стоит забывать, что для всех - а значит и для каждого из нас, - возможны только две формы земного бытия: жить в Боге, стремясь во всем угодить Ему - либо жить как животное, инстинкты которого более или менее подавлены требованиями культуры и просвещенности. Я никогда не принимал всерьез мирскую святость тех, кто демонстрирует прекрасные человеческие качества и одновременно афиширует свое неверие в Бога. Я их искренне люблю, как и всех людей, моих братьев, я восхищен их доброй волей, которую в определенном смысле можно даже считать героической, но я сострадаю им - ибо им не хватает света и живого тепла Бога, той невыразимой радости, которую несет в себе добродетель надежды.

Искренний христианин, последовательный в своей вере, обращен в своих поступках только к Богу и руководствуется духовным зрением. Он страстно любит тот мир, в котором живет и трудится, он погружен в земные заботы - но со взглядом, устремленным в Небо. Об этом же говорит и Апостол Павел: ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, - для всего земного во время крещения, - и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге [ Кол 3, 1-3.].