Список параграфов

Параграфы 4 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Земная любовь .

Для христианина брак - не только общественный институт. И еще менее - лекарство от человеческих слабостей. Он - подлинное духовное призвание, великая тайна по отношению ко Христу и к Церкви [ Св. Кирилл Александрийский, In Ioannem commentarius, 2, 1 (PG 73, 223).]. И в то же время это - договор, который муж и жена заключают навсегда. Ведь хотим мы этого или нет, но брак, установленный Христом, нерасторжим. Он есть знак священный и освящающий, действие Иисуса в душах тех, которые женятся - дабы они, следуя за Ним, обращали в божественный путь свою обычную земную жизнь.

Муж и жена призваны освящать супружескую жизнь и в ней освящаться. Они совершили бы тягчайшую ошибку, строя свою духовность вне семейного очага. Семейная жизнь, супружеские отношения, воспитание детей и уход за ними, усилия содержать семью, обеспечение и укрепление финансового положения семьи, общение с коллегами и друзьями - все это обычное человеческое бытие супруги призваны освятить.

Они должны упражняться в добродетелях веры и надежды, обсуждая спокойно незначительные и сложные проблемы, что бывают в любой семье, и неотступно исполняя свои личные обязанности. Так любовь преисполнит собою каждый миг бытия и научит разделять с ближним все радости и страдания. Она поможет улыбаться, когда ты, служа ближнему, забываешь о своих заботах. Она поможет выслушать супруга или детей, на деле проявляя свое понимание, свою любовь. Она поможет пройти мимо мелких стычек, которые эгоизм мог бы легко разжечь в необратимую катастрофу. Наконец, она поможет исполнить сердечным чувством почти неприметные услуги, из которых соткано повседневное общение между людьми.

Освящать свой очаг, создавая любовью семейную атмосферу - вот о чем идет речь. Освящать постоянно. День за днем, час за часом. А это значит - упражняться во многих христианских добродетелях. Сначала в богословских,* а потом и в других, таких, как верность, трудолюбие и смирение, благоразумие, искренность и радость… Но невозможно говорить о браке, не сказав сразу, исчерпывающе, о любви между супругами.

Святость земной любви

Благородная и чистая любовь супругов - это чудо, которое я как священник благословляю двумя руками. В присутствии Христа на свадьбе в Кане Галилейской церковное Предание увидело подтверждение божественного значения брака. Святой Кирилл Александрийский пишет: Наш Господь пришел на свадьбу, чтобы освятить источники человеческой жизни [ Мф 10, 39].

Брак - это таинство, через которое два тела становятся одной плотью. Богословие учит нас, что сами тела вступающих в брак являются материей этого таинства. Господь освящает и благословляет любовь мужа к жене и любовь жены к мужу. Он утверждает слияние не только душ, но и тел супругов. Христианин, как призванный, так и не призванный к брачной жизни, не вправе ее недооценивать.

Создатель даровал нам ум, эту искорку божественного разума, дающую нам познавать и любить со свободной волей, которая есть другой дар Божий. А еще Он вложил в наше тело способность родить, что есть участие в Его творческой власти. Бог хотел использовать супружескую любовь, чтобы произвести на свет новые твари и увеличить тело Своей Церкви. Пол - это не постыдная реальность, но божественный дар, служащий жизни, любви, плодородию.

Вот тот контекст и та перспектива, в которых утверждается христианское учение о сексуальности. Наша вера не пренебрегает тем, что здесь, на земле, красиво, щедро и подлинно человечно. Она учит нас, что эгоистическая жажда наслаждений не должна управлять нашей жизнью. Ведь только отречение и самопожертвование ведут нас к истинной любви; Бог хочет, чтобы мы любили Его и всех людей так же истинно, как Он любит нас. Об этом - слова апостола Матфея, которые, на первый взгляд, могут показаться парадоксальными: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее [ См Песн 8, 6].

Люди, думающие только о себе и своем личном удовлетворении, ставят на карту вечное спасение. Уже теперь, на этом свете, они беспокойны и несчастливы. Только тот, кто себя забывает, кто отдает себя Богу и людям, может стать счастливым здесь, на земле. И это земное счастье станет только подготовкой, предварением Неба. Это можно сказать и о тех, которые отдают себя в браке.

На нашем земном пути боль - это пробный камень любви. Образно говоря, в брачном призвании есть лицевая и оборотная стороны. С одной стороны - рвение, с которым создается и укрепляется семейный очаг, радость от сознания, что нас любят, что мы любим, что дети растут. С другой - обиды и конфликты, ход времени, который истощает тела и искушает характеры горечью, рутина дней, которые кажутся всегда одинаковыми…

Те, которые думают, что эти трудности несовместимы с любовью и счастьем, имеют весьма скудное представление о браке и земной любви. Ведь именно тогда, когда наши чувства проявляют свою истинную природу, самоотдача и нежность укрепляются и выявляются как подлинная и глубокая любовь, которая сильнее смерти [ Св. Фома Аквинский, S. Th. I-II, q. 31 et 141.].

Образ Иосифа в Евангелии

Евангелисты Матфей и Лука говорят о Святом Иосифе как о человеке, происходящем из знатного рода Давида и Соломона, царей Израилевых. С исторической точки зрения подробности этого родства представляются смутными. Мы не знаем, какое из двух родословий, поведанных Евангелистами, принадлежит Марии, Матери Иисуса по плоти, а какое - Иосифу, Его отцу по еврейскому закону. Мы также не знаем, какой город был родным для Иосифа - Вифлеем, куда он пошел для переписи, или Назарет, где он жил и работал.

Напротив, мы точно знаем, что он - не богач, а труженик, как миллионы других людей по всему свету. Он занимается смиренным ремеслом, которое выбрал для Себя и Сам Господь, принявший нашу плоть и на тридцать лет ставший одним из многих.

Святое Писание говорит нам, что Иосиф был ремесленником. Некоторые Отцы Церкви уточняют, что он был плотником. Святой Иустин, говоря о трудовой жизни Иисуса, утверждает, что Господь делал плуги и хомуты [ Лк 1, 48-49]. Возможно, основываясь на этих сведениях, Святой Исидор Севильский заключает, что Иосиф был кузнецом. Во всяком случае - он был ремесленником и, обладая немалым уменьем, накопленным за годы опыта, работал на благо своих сограждан.

Сильная личность Иосифа проявляется во многих евангельских эпизодах. Он никогда не выглядит робким - напротив, умеет находить выход из трудных положений, ответственно и творчески выполняя задания Божии.

Я не согласен с классической традицией в живописи, которая изображает Святого Иосифа стариком - несомненно, с добрым намерением, желая подчеркнуть приснодевственность Марии. Нет, я вижу его молодым и крепким - быть может, чуть старше Богородицы, но в самом расцвете лет и сил человеческих.

Нет нужды ждать до старости, чтобы упражняться в добродетели чистоты. Целомудрие рождается из любви. Сила и энергия молодости для чистой любви - не препятствия. Святой Иосиф был молод сердцем и телом, когда женился на Марии, узнал тайну Ее Богоматеринства и жил рядом с Ней, уважая Ее девственность, которую Господь дал миру как один из знаков Своего пришествия. Кто не может понять такую любовь, тот не знает ни истинной любви, ни христианского смысла целомудрия.

Как мы уже сказали, Иосиф был ремесленником из Галилеи - одним из многих. Чего ожидать от жизни в таком захолустье, как Назарет? Ничего, кроме работы изо дня в день и все с тем же усилием. А после рабочего дня - дом, маленький и бедный, где можно набраться сил и на следующий день снова взяться за дело.

По-еврейски имя Иосиф означает Бог прибавит. К святой жизни тех, кто исполняет Его волю, Бог прибавляет новую, таинственную глубину, делая ее божественной, придавая ценность каждому ее моменту. К святой и смиренной жизни Иосифа прибавилась жизнь Пречистой Девы и Господа нашего Иисуса Христа. Бог не позволит, чтобы кто-то превзошел Его в щедрости. Иосиф мог бы повторить слова своей Невесты, Пресвятой Марии: “Quia fecit mihi magna qui potens est”, сотворил Мне величие Сильный, призрев на смирение Рабы Своей [ См. Мф 1. 19].

Иосиф был простым человеком, которому Бог доверил совершить великие дела. Он сумел прожить всю свою жизнь в согласии с Волей Божией - и поэтому Святое Писание восхваляет его, говоря, что он праведен [ См. Быт 7, 1; 18, 23-32; Иез 18, 5; Притч 12, 10]. Для евреев “праведен” значит благочестив, безупречен в служении Богу, послушен Воле Божией [ См. Тов 7, 5 и 9, 9 (пер. с Вульгаты)]. Иногда “праведен” означает добр и милосерд к ближнему [ Авв 2, 4]. Словом, праведен тот, кто любит Бога и являет эту любовь, исполняя Его заповеди в служении людям, своим братьям.

Принести другим Любовь Христову

Заметьте, что Бог не говорит нам: вместо вашего сердца Я дам вам волю чистого духа. Нет, Он дает нам сердце - плотяное, такое же, как у Христа. У меня нет двух сердец, чтобы одним любить Бога, а другим - ближнего в этом мире. Я люблю Отца и Сына и Святого Духа и Деву Марию тем же сердцем, которым люблю своих родителей и друзей. Я никогда не устаю повторять, что мы должны быть очень человечными - иначе не сможем стать божественными.

Любовь человеческая, любовь земная, если только она истинна, помогает нам чувствовать вкус Любви Божией и предчувствовать ту Любовь, в которой мы будем наслаждаться Богом на небесах. Которая соединит нас, когда Господь будет все во всем [ Деян 10, 38]. Научившись понимать Любовь Божию, мы сможем проявлять больше сочувствия, щедрости и самоотдачи.

Мы должны отдать то, что получили, и научить тому, чему научились сами. Нам следует просто и без тщеславия вести других к познанию любви Христовой. Каждый в своей профессии, на своем месте в обществе, вы можете и должны обращать в служение все, что делаете, чем занимаетесь. Ваша доведенная до конца работа, которая продвигается и продвигает вперед, которая считается с достижениями культуры и техники, будет иметь важное значение для всего человечества, если вами движет великодушие, а не себялюбие, стремление к всеобщему благу, а не личный интерес. Словом, если ваша работа наполнена христианским духом.

В этой работе, в гуще человеческих отношений, вы должны свидетельствовать о любви Христовой и ее плодах - чуткости, дружбе, понимании, примирении. Подобно Христу, который ходил, благотворя [1 Ин 3, 14] на всех путях Палестины, и вы должны со щедростью сеять мир на всех путях человеческих - в семье и обществе, на работе, в своих культурных занятиях и во время отдыха. Это будет лучшим свидетельством тому, что в вашем сердце утвердилось Царство Божие. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев [ Лк 7, 11-17], - пишет апостол Иоанн.

Но никто не сможет жить этой любовью, не пройдя школу Сердца Иисусова. Лишь созерцая Сердце Христово, мы сможем освободить свои сердца от равнодушия и ненависти; только так мы сможем действовать по-христиански по отношению к страждущим.

Вспомните сцену, о которой рассказывает Святой Лука [ Лк 7, 13]: Христос приближается к городу Наину и видит погребальную процессию, которую Он случайно встретил. Он мог бы пройти мимо, или ждать, когда Его позовут, попросят. Но Он не уходит, не ждет. Он проявляет инициативу, приближается, движимый скорбью вдовы, которая потеряла то единственное, что у нее осталось, - сына.

Евангелист добавляет, что Иисус сжалился над нею. Наверное, Он не скрывал Своих чувств - как и тогда, когда узнал о смерти Лазаря. Иисус Христос никогда не остается равнодушным к боли. Он не остается равнодушным к боли, которая рождается от любви, - и поэтому не может радоваться отделению детей от родителей. Он побеждает смерть, чтобы дать жизнь, чтобы были вместе все любящие друг друга, - но при этом утверждает превосходство Любви Божией, которая должна быть формой подлинно христианского бытия.

Христос знает, что теснящийся вокруг Него народ поразится чуду, что событие станет известным во всей округе. Но Господь не действует напоказ, для эффекта: Он просто растроган страданием вдовы и не может ее не утешить. Вот Он приблизился и сказал: Не плачь [ См. Мф 22, 40]. Это все равно, как если бы было сказано: “Я не хочу видеть тебя в слезах, ибо пришел, чтобы все люди обрели радость и мир”. Затем совершается чудо - проявление власти Христа-Бога. Но перед чудом волнение овладело Его душой - и это явный знак нежности Сердца Христа-Человека.