Список параграфов

Параграфы 5 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Бог Отец.

Какой странной способностью обладают люди! Они так легко предают забвению самые дивные чудеса, так быстро привыкают к тайне! В это время Великого Поста задумаемся снова о том, что христианин не имеет права быть поверхностным. Даже погруженный в свой повседневный труд, затерявшийся среди других людей, всегда занятый, в постоянном напряжении - он должен пребывать в Боге. Ибо он - сын Божий.

Богосыновство - это ликующая истина, дающая силы тайна. Богосыновство пронизывает всю нашу духовную жизнь, ибо учит нас общаться с Отцом, познавать и любить Его. Оно наполняет надеждой нашу внутреннюю борьбу и учит нас доверчивой простоте маленьких детей. Более того: мы способны с любовью и восхищением созерцать все творения, которые вышли из рук Отца, именно потому, что мы - Его дети. Так мы становимся созерцателями в миру, влюбленными в этот мир.

Литургия Великого Поста напоминает нам о последствиях греха Адамова в жизни людей. Адам не захотел оставаться добрым сыном Божиим. Он взбунтовался. Но мы постоянно слышим эхо гимна “Felix culpa” - Счастливая вина, который Церковь, изливая свою радость, воспоет в Светлое Воскресение [ Гал 4, 5].

По пришествии полноты времен Бог Отец послал в мир Сына Своего Первородного, чтобы мы, искупленные от греха, “adoptionem filiorum reciperemus”, получили усыновление [ См. Рим 6, 4-5] и стали детьми Божиими, свободными от ига греховного и способными участвовать в сокровенной жизни Пресвятой Троицы. Тогда стало возможным для нового человека - этой новой прививки детей Божиих [ См. Еф 1, 5-10 (пер. с Вульгаты)], - освободить от беспорядка все сущее и соединить все творения во Христе [ См. Кол 1, 20], Который примирил их в Боге [ См. Гал 4, 6].

Настало время покаяния - но, как мы уже видели, это не время уныния. Надо провести Великий Пост в духе богосыновства, дарованном нам Христом. В том духе, который вопиет в нашей душе [ Еф 5, 1]. Господь зовет нас, чтобы мы к Нему приблизились с желанием Ему уподобиться. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные [1 Ин 3, 1], сотрудничая смиренно, но ревностно, с божественным намерением соединить то, что было разбито, спасти то, что погибло, привести к истинной цели то, что сбилось с пути, вернуть порядок туда, где царствовал беспорядок грешного человека, восстановить чудесную гармонию творения.

Радость Великого Четверга

Как хорошо мы понимаем теперь молитву, которую христиане возносят перед Святыми Дарами! Воспой, язык мой, тайну славного Тела сего и сей честной Крови, пролитой во искупление мира Сыном Пречистой Девы, вечным Царем всех народов [ См. Adoro te devote, гимн св. Фомы Аквинского.]. Благочестиво поклонимся Богу, сокровенному [ См. Ave verum.] в Святых Дарах, - это Тот же Иисус Христос, Который родился от Марии Девы, страдал и был принесен в жертву. Тот Самый, из пронзенных ребер Которого истекла кровь и вода [ См. Гимн O sacrum convivium.].

Во время Священной Трапезы мы принимаем Самого Христа. Возобновляется память о Его Страстях, душа сокровенно общается с Ним и обретает залог грядущей славы [ См. Быт 1, 26]. Важнейшие главы из истории любви Бога к нам, людям, церковная Литургия уместила в несколько коротких строф.

Бог нашей веры не есть некто отдаленный и равнодушно взирающий на людские тревоги, стремления и судьбы. Он есть Отец, Который так возлюбил Своих детей, что послал Слово, вторую Ипостась Пресвятой Троицы, воплотиться, умереть за нас и искупить нас. Он нежно привлекает нас к Себе действием Духа Святого, пребывающего в наших сердцах.

Творец излил любовь на Свое творение. В понимании этого факта - корни радости Великого Четверга. Словно все другие доказательства Его милосердия недостаточны, Господь наш Иисус Христос устанавливает Евхаристию, чтобы мы могли всегда видеть Его рядом с нами. А еще - насколько мы можем судить об этом - потому, что, движимый Своей Любовью, Он не хочет без нас обходиться. Святая Троица, Единый Бог возлюбил человека, сотворенного по Его образу и подобию [ Ин 14, 23] и обoженного. Он искупил первородный грех, унаследованный всем потомством Адамовым, а также личные грехи каждого. Он жаждет пребывать в наших душах: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. [ Преп. Иоанн Дамаскин, De fide ortodoxa, 13 (PG 94, 1139).]

Евхаристия и тайна Пресвятой Троицы

Это Троичное излияние любви к людям было чудесным образом увековечено в Евхаристии. Мы все учили по Катехизису, что Святая Евхаристия является Таинством и Жертвой. Мы учили, что Иисус реально присутствует не только в Причастии, но и во всех дарохранительницах мира, как сокровище на алтаре. Таинству Евхаристии Церковь посвящает другой праздник - “Corpus Christi”, Тела и Крови Иисуса Христа. Сегодня, в Великий Четверг, мы концентрируем наше внимание на Святой Евхаристии, Пище и Жертве, на Божественной Литургии и Святом Причастии.

Троичное излияние любви наиболее очевидно в Божественной Литургии, соединяющей действие всех Трех Ипостасей Пресвятой Троицы. Поэтому в конце некоторых литургических молитв, обращенных к Отцу, я люблю повторять слова: Через Христа, Твоего Сына и Господа нашего, Который живет и царствует в единстве Святого Духа во веки веков. Аминь.

В Божественной Литургии мы постоянно взываем к Отцу. Священник есть представитель Иисуса Христа - Предвечного Священника, Который в то же время является и Жертвой. Действие Святого Духа не менее чудесно, чем действие Отца и Сына. По словам св. Иоанна Дамаскина силой Святого Духа совершается преложение Хлеба в Тело Христово [ Римский Чин Мессы: Приношение даров, возвание к св. Духу.].

Это действие Святого Духа выражается очень ясно, когда священник взывает к Богу о благословении приношений: Приди, Освятитель, всемогущий и вечный Боже, и благослови эту жертву, уготованную Пресвятому Имени Твоему. [ Римский Чин Мессы: Молитвы перед причащением.] Об освящении жертвы мы просим Утешителя, посланного нам Отцом и Сыном. Активное присутствие Святого Духа в жертве мы признаем и тогда, когда говорим перед причастием: Господи Иисусе Христе, Сын Бога Живого, по воле Отца, при содействии Святого Духа смертью Своею оживотворивший мир… [ Римский Чин Мессы: Приношение даров, жертвоприношение св. Троице.]

Эта неделя, которую народная традиция именует Страстной, дает нам повод созерцать и переживать последние минуты земной жизни Христа. Благочестивые обычаи этих дней устремлены к Воскресению Христову, которое, по слову апостола Павла, есть основа нашей веры [ См. Рим 8, 17]. Не будем, однако, торопиться, проходя этот путь. Не будем забывать о той простой реальности, которую мы иногда не понимаем: мы не примем участия в Воскресении Господа, если не соединимся с Ним в Его Страданиях и Крестной Смерти [1 Ин 4, 8]. Чтобы сопровождать Христа в Его Славе на исходе Страстной недели, необходимо прежде войти вместе с Ним в Его Жертву и стать одной плотью с Ним, умершим на Голгофе.

Щедрый дар Иисуса противостоит греху, поверить в реальность которого тем труднее, чем он очевиднее, - тайне беззакония, “mysterium iniquitatis”, необъяснимому озлоблению твари, которая в своей гордыне восстает против Творца. Эта история столь же стара, как и род человеческий. Вспомним падение наших прародителей и ту цепь беззаконий, которая тянется из рода в род вплоть до наших личных восстаний и бунтов. Нелегко измерить зло, которое содержится в грехе, и постичь все то, что говорит нам вера. Вспомним: даже в отношениях между людьми считается, что тяжесть оскорбления пропорциональна званию оскорбленного, его личным качествам и достоинствам. А если человек оскорбляет Бога? Если тварь отрекается от Творца?..

Но Бог есть любовь [ См. Ин 4, 34]. Пропасть беззакония и лукавства, созданная грехом, покрывается безмерной Любовью. Бог никогда не оставляет Своих людей. Он знает, что жертвы Ветхого Завета не в состоянии искупить наши ошибки и восстановить утраченную гармонию, что нужно самопожертвование Человека, который был бы в то же время и Богом. Чтобы хоть как-то приблизиться к этой непостижимой тайне, вообразим, что Пресвятая Троица в постоянном любовном общении трех Ипостасей держит совет и решает от века, что единородному Сыну Отца должно воспринять нашу человеческую природу, взять на Себя все наши слабости и скорби и принять смерть на древе Крестном.

Пламенное желание исполнить спасительный замысел Отца наполняет всю жизнь Иисуса со дня Его Рождества в Вифлееме. Он повторял ученикам в течение всех трех лет совместного с ними пребывания, что Его пища есть творить волю Пославшего Его [ Ин 19, 30]. К вечеру Страстной Пятницы Его Жертвоприношение свершилось: И, преклонив главу, предал дух [ См. Рим 3, 24; Евр 10, 5; Ин 7, 39]. Этими словами апостол Иоанн описывает смерть Христову: Иисус умирает под тяжестью Креста всех людских беззаконий, всех наших грехов.

Будем созерцать Господа, Который изранен от подошвы ноги до темени головы из любви к нам. Видя Христа, Который сделался недвижным трупом, снятым с Креста, видя израненного, оборванного Иисуса на руках Его Матери, мы могли бы решить, что эта сцена - ясное доказательство поражения… Где толпы, которые за Ним следовали? Где Царство, установление которого Он предвещал? И все же это не поражение, но победа: время Его Воскресения и явления во Славе, которую Он завоевал послушанием, никогда не было так близко, как в этот час скорби.

Отец благоволил даровать нам в Сердце Своего Сына ”infinitos dilectionis thesauros”, неиссякаемые сокровища любви [ Рим 8, 32], милосердия и нежности. Чтобы убедиться, что Бог нас любит, что Он не только внемлет нашим молитвам, но и опережает их - достаточно прислушаться к аргументу Святого Павла: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? [ См. Мф 25, 21]

Благодать возобновляет человека изнутри, обращает его, грешного и мятежного, в раба доброго и верного [ Св. Фома Аквинский, S. Th. I, q. 43, a. 5 (цитирует бл. Августина, De Trinitate, IX, 10).]. Источник всех милостей - любовь Божия к человеку, открытая не только на словах, но также и на деле. Из любви Слово, Сын Бога Отца, Второе Лицо Пресвятой Троицы, приняло нашу плоть, нашу человеческую природу - во всем, кроме греха. Само Слово Божие есть “Verbum spirans amorem” [ Ин 19, 34] - Слово, от которого исходит Любовь.

Любовь открывается нам в Воплощении Слова, в этом спасительном странствии Иисуса по нашей земле - вплоть до жертвы Крестной. И на Кресте Он является новым знаком любви. Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода [ Ин 19, 30]. Вода и кровь Иисуса - знак самоотдачи до конца: “consummatum est”, все совершилось [ Флп 2, 7], во имя любви.

В сегодняшний праздник, снова и снова углубляясь в главные тайны нашей веры, мы восхищаемся тем, что самые глубокие реалии - любовь Бога Отца, предающего Сына Своего на страдания за всех нас, и любовь Бога Сына, во имя которой Он спокойно идет на Голгофу, - проявляются на доступном для нас уровне. Бог обращается к нам, не потрясая Своим могуществом, но приняв образ раба, сделавшись подобным человекам [ Иез 18, 23]. Иисус никогда не выглядит слишком далеким, слишком возвышенным, хотя в годы Его проповеди мы часто видим Его разочарованным и страдающим от недостоинства человеческого. Но присмотревшись, мы сразу заметим, что и гнев Его рождается от любви - как новый призыв к отречению от неверности и греха. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? [ Деян 16, 9-10] Эти слова объясняют нам всю жизнь Иисуса и помогают понять Его явление перед нами с плотяным Сердцем - таким же, как наши сердца. Это - очевидное доказательство божественной любви и постоянное свидетельство ее неизреченной тайны.