Список параграфов

Параграфы 5 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Божественная Литургия .

Божественная Литургия в жизни христианина

Будучи воспринятым Церковью даром Пресвятой Троицы, Литургия ставит нас перед главными тайнами нашей веры. Мы понимаем, что Литургия - цель всех Таинств [ Catequeses, 22, 3.], корень и средоточие духовной жизни христианина. В ней достигает своей полноты жизнь благодати Божией, вложенной в наши души Крещением и укрепленной Миропомазанием. Участвуя в Евхаристии, - пишет святой Кирилл Иерусалимский, - мы принимаем обoжение Святым Духом, Который не только сообразует нас со Христом, как это бывает в Крещении, но и уподобляет Ему, приобщая ко всей Его полноте [ Ин 17, 23].

Уподобляя нас Христу, излияние Святого Духа делает нас детьми Божиими. Утешитель, Который есть Любовь, учит нас соединять нашу жизнь с любовью. И, слившись со Христом, “consummati in unum”, совершены воедино [ Бл. Августин, In Ioannis Evangelium tractatus, 26, 13 (PL 35, 1613).], мы можем быть среди людей тем, чем блаженный Августин называет Евхаристию: знаком единства, связью Любви [ Св. Киприан, De dominica oratione, 23 (PL 4, 553).].

Я не открываю ничего нового, говоря, что некоторые христиане, имеющие очень бедное представление о Литургии, видят в ней чисто внешний обряд, а то и социальную обязанность. Наши черствые и скаредные сердца способны привыкнуть даже к величайшему дару Бога. В Литургии - в той самой Литургии, которую мы служим сейчас, - действует Пресвятая Троица. Мы слушаем Бога и говорим с Ним, мы Его видим, Он служит нам пищей. Ответить на эту великую любовь можно лишь всецелой отдачей себя: и души, и тела. И, когда нам не хватает собственных слов, мы воспеваем Его величие устами всего человечества: “Pange, lingua!…”, воспой, язык мой…

Участвовать в Литургии - значит быть в постоянной молитве, в личной встрече с Богом. Мы Ему поклоняемся. Мы Его восхваляем. Мы обращаемся к Нему в нуждах наших и воздаем Ему благодарения. С Ним и в Нем искупаем грехи наши. И очищаемся. И чувствуем связь со всей Церковью, со всеми христианами.

Но как откликнуться, как отозваться на эту любовь, которая столь велика? Решение нетрудное и доступное всем христианам: участвовать в Литургии с любовью, сделать ее встречей с Богом, ибо в этой Жертве содержится все, чего Он от нас ожидает.

Позвольте мне обратить ваше внимание на то, что вы так часто наблюдаете: на развертывание Литургической службы во времени. Если мы проследим ее шаг за шагом, то, возможно, Господь откроет, в чем нам следует совершенствоваться. Он укажет нам те недостатки, которые надо искоренить. Отношения с братьями и со всеми людьми мы увидим такими, какими им следует быть…

Священник направляется к алтарю Бога юности и радости нашей. Литургия начинается с радостного песнопения, ибо Господь здесь. Та же радость вместе с благодарностью и любовью выражается в целовании престола, символа Христа и воспоминания святых, малого пространства, освященного, ибо здесь совершается Таинство, действенность которого бесконечна.

Обряд покаяния, молитва “Confiteor”, исповедуюсь, выявляющая наше недостоинство, - не отвлеченное воспоминание об ошибке, но реальное присутствие всех наших грехов и ошибок. Поэтому мы повторяем: “Kyrie eleison, Christe eleison”, Господи, помилуй. Христе, помилуй. Если бы прощение, в котором мы нуждаемся, зависело от наших заслуг и достоинств, горькая скорбь овладела бы нашей душой. Но, по милости Божией, мы получаем прощение от Его милосердия и славим Его в благодарственном гимне: Слава! - Слава в вышних Богу! ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисус Христос, со Святым Духом, в славе Бога Отца.

Слушая Слово Евангелия или Посланий, мы принимаем свет Утешителя, Который говорит языком человеческим, чтобы наш ум понял и узрел, чтобы наша воля укрепилась и дело совершилось. Ибо мы - единый народ, который исповедует единую веру: Народ, собранный в единстве Отца, Сына и Духа Святого [ Откр 5, 9]. Затем - приношение: хлеб и вино человеческие. Этого мало, но есть еще молитва: Прими нас, Господи, стоящих пред Тобой со смиренным духом и сокрушенным сердцем. Да будет эта жертва наша пред Тобою угодна Тебе, Господи Боже. Воспоминание о нашем убожестве и желание принести Господу только то, что чисто, вновь овладевают нами: Я омою руки свои, я люблю обстановку дома Твоего.

Мгновение назад, перед омовением рук, мы взывали к Святому Духу и просили Его благословить эту жертву, приносимую Святому Имени Его. После очистительного обряда мы обращаемся к Святой Троице, “Suscipe, Sancta Trinitas…”, прося принять то, что мы приносим в память о жизни, Страстях, Воскресении и Вознесении Христа, в честь Пресвятой Богородицы и всех святых.

Да послужит эта жертва спасению всех. “Orate, fratres”, молитесь, братья, - просит священник, ибо моя жертва - это ваша жертва, жертва всей Церкви. Молитесь, братья, даже если вас мало, даже если присутствует только один мирянин, даже если никого нет кроме священника. Ибо любая Литургия - это вселенское всесожжение, искупление всякого колена и языка, и народа и племени [ Adoro te devote.].

Через общение святых все христиане принимают благодатные дары, исходящие из любой Литургии, отслужена ли она перед тысячными толпами или перед одним рассеянным служкой. В любом случае земля и небо смыкаются и воспевают вместе с ангелами Божиими: “Sanctus, Sanctus, Sanctus”, Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф.

И я, ликуя, присоединяюсь к этой хвале ангелов. Мне это не трудно, ибо, служа Литургию, я знаю, что они окружают меня и поклоняются Пресвятой Троице. А еще я знаю об участии в ней Богородицы, столь близкой к Пресвятой Троице. Ибо Она - Матерь Христа, совершенного Бога и совершенного Человека. Она Мать Его Тела и Его Крови. Зачатый во чреве Пречистой Девы, не знавшей мужа, одной лишь силой Духа Святого, Иисус воспринял всю кровь от Матери - ту самую Кровь, которая приносится в жертву на Голгофе и в Божественной Литургии.

Начинается Евхаристическая молитва. Мы вступаем в нее с тем сыновним доверием, которое позволяет нам называть нашего Отца Всемилостивым. Мы молимся Ему за Церковь и за всех христиан: за Папу и наших близких, за друзей и коллег. Католик, наделенный вселенским сердцем, молится за всех, ибо его вдохновенное рвение не может исключить никого. Чтобы наша просьба была услышана, мы вспоминаем, какими узами мы связаны с Приснодевой, Владычицей нашей, а также с той горсткой людей, которые первыми последовали за Христом и умерли ради Него.

“Quam oblationem…”, просим Тебя, Господи, милостиво прими эту жертву… Пришло время освящения Святых Даров. Теперь Христос действует через священника: Это есть Тело Мое… Это есть Чаша Крови Моей… Иисус с нами! В пресуществлении Святых Даров вновь проявляется безграничное безумие Любви Божией. Пусть каждый в этот момент скажет в молчании Господу: “Ничто не отделит нас от Тебя, ибо Твоя беззащитность под видом Хлеба и Вина соделала нас добровольными рабами Твоими: “Praesta meae menti de te vivere, et te illi semper dulce sapere” [ Мф 20, 28], дай мне жить Тобою всегда и наслаждаться нежностью Любви Твоей.

Теперь - еще молитвы, ибо мы, люди, должны всегда просить. Молитвы за нас, за упокой душ наших умерших братьев. Все наши измены, наше ничтожество тоже здесь. Тяжело это бремя, но Он хочет нести его за нас и с нами. Канон заканчивается еще одной молитвой Пресвятой Троице: “Per Ipsum, et cum Ipso, et in Ipso…”, через Христа, со Христом и во Христе, Который есть наша Любовь, Тебе, Богу Отцу Всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков.

Иисус - Путь и Посредник: в Нем - все, вне Христа - ничего. Вместе со Христом, Который научил нас молитве Отче наш, мы дерзаем называть Всемогущего нашим Отцом. Творец неба и земли - Вселюбящий Отец, Который постоянно ждет, пока мы к Нему вернемся, как новые блудные сыны.

“Ecce Agnus Dei…”, вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира… “Domine, non sum dignus… ”, Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой… Сейчас мы примем Христа. Когда встречают знатных земных особ, все одеты торжественно, празднично, играет оркестр, подносят цветы. Как же должны готовиться мы, чтобы принять в нашу душу Христа? Подумайте: что бы мы делали, как бы себя вели, если бы нам дано было причаститься один-единственный раз в жизни?

Когда я был ребенком, частое причащение еще не практиковалось столь широко, как сегодня. Я помню, как готовились мы к причастию, как приводили в порядок свою душу и плоть. Самый лучший костюм, тщательно причесанные волосы, чистое тело, немного духов… Это была чуткость влюбленных сильных душ, умеющих отдавать любовь за Любовь.

Мы заканчиваем Литургию со Христом в наших душах. Благословение Отца, Сына и Святого Духа сопровождает нас в течение дня, просто и естественно освящая все наши честные деяния.

Принимая участие в Божественной Литургии, вы учитесь общаться с каждой из Божественных Ипостасей: с Отцом, порождающим Сына; с Сыном, рожденным от Отца; со Святым Духом, исходящим от Отца и Сына. Обращаясь к одной Ипостаси, мы обращаемся к единому Богу; обращаясь к трем Лицам, к Пресвятой Троице, мы также обращаемся к единому и истинному Богу. Любите Литургию, дети мои. И причащайтесь ревностно и благочестиво, даже если чувствуете себя холодными. Причащайтесь с верой, надеждой и любовью.

Ссылки к Священному Писанию
Ссылки к Священному Писанию