Список параграфов

Параграфы 6 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Воля Божия .

Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек

Слово стало плотию. Наш Господь - “perfectus Deus, perfectus homo”, совершенный Бог и совершенный человек [ См. Деян 2, 11]. Эта великая тайна должна восхищать всех христиан. И я не перестаю восхищаться. Я хотел бы вернуться в Лорето. Я иду туда мысленно, чтобы снова созерцать жизнь Иисуса-ребенка и размышлять над словами: “Hic Verbum caro factum est” - Здесь Слово стало плотию.

“Iesus Christus, Deus Homo” - Иисус Христос, Богочеловек. Это чудо - одно из тех “magnalia Dei”, великих дел Божиих [ См. Лк 2, 14], над которыми стоит размышлять постоянно, благодаря Господа, пришедшего во плоти, чтобы принести на землю мир людям доброй воли [ Св. Иоанн Златоуст, In Matthaeum homiliae, 4, 3 (PG 57, 43).]. Всем людям, кто хочет соединить свою волю с волей премудрого Бога. Не только нищим или богатым, но всем людям - всем братьям! Ведь все мы братья во Христе - дети Божии, братья Иисусовы. Его Мать - наша Мать.

На земле есть только одна раса - это раса детей Божиих. Все мы должны говорить на одном языке - это язык, которому учит Отец наш Небесный. Язык общения Иисуса с Его Отцом. Язык ума и сердца, звучащий сейчас в вашей молитве. Язык душ созерцательных, людей духовных, глубоко осознавших, что они - дети Божии. Язык пылких порывов души, прекрасных побуждений ума и воли, стремления к истинным добродетелям, к праведности и счастью.

Мы созерцаем Младенца, лежащего в колыбели, ибо Он - наша Любовь. Мы смотрим на Него, зная, что тайна сия велика есть. Мы принимаем ее через веру, через веру проникаем в ее содержание. Для этого необходимо смирение - нам не стоит сводить величие Божие к нашим убогим и произвольным человеческим понятиям. Мы знаем, что эта тайна - сокровенная тьма и в то же время яркий свет, руководящий всей жизнью человеческой.

Мы видим, - говорит Иоанн Златоуст, - что Иисус вышел из нас, из нашей человеческой природы, и родился от девственной Матери. Но мы не можем постичь, как совершилось это чудо. Не будем стараться его объяснить. Примем то, что Бог открыл человеку, не пытаясь любопытством своим проникнуть в то, что Бог от него утаил [ Мф 13, 55]. Такая почтительность поможет нам понимать и любить. И тайна станет прекрасным уроком - более убедительным, чем любые человеческие рассуждения.

Думать о Смерти Христовой - значит принимать всерьез наш повседневный долг и ту веру, которую мы исповедуем. Страстная неделя не может быть священным промежутком в контексте жизни, заполненной исключительно земными интересами. Она должна быть путем в глубину Любви Божией для тех, кто словом и делом являет ее пред всеми людьми.

Но Господь ставит условия. Об одном из них сообщает святой Лука - и мы не можем обойти его молчанием: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником [1 Ин 3, 18]. Жестко сказано. Конечно, слово “ненавидеть” не выражает адекватно мысль Иисуса, которая не сводится также и к тому, чтобы любить меньше, как толкуют иногда эту фразу, стараясь ее смягчить. Эта резкая констатация страшна не потому, что предполагает негативное или беспощадное поведение. Ведь это сказал Тот же Иисус, Который приказывает любить ближнего как самого себя и полагать душу свою за людей. Он просто показывает, что в отношениях с Богом невозможны половинчатые решения. Мы могли бы понять Его так: любить больше, любить лучше, не эгоистической и легкомысленной, но Божией любовью.

Вот о чем идет речь. Обратим внимание на последнее из требований: если кто… не возненавидит… самой жизни своей. Вот чего ждет от нас Господь. Кто заботится только о личных удобствах, сосредотачивая на себе чужое бытие или бытие всего мира, тот не в праве называться христианином и считать себя учеником Христовым. Надо отдать себя без остатка, не словом или языком, но делом и истиною [ Лк 14, 27]. Любовь Божия призывает нас нести свой Крест, чувствуя на своих плечах бремя грехов всего человечества, и исполнять каждому в своей профессии и жизненном статусе точный и полный любви Замысел Отца. В том месте Евангелия, о котором мы размышляем сегодня, Иисус продолжает: И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником [1 Петр 2, 9].

Примем без страха волю Божию, примем без колебаний решение строить свою жизнь в согласии с тем, чему учит нас и чего требует от нас наша вера. Неизбежны борьба, страдания и боль - но если мы верим воистину, то никогда не будем несчастны. Даже в скорби, даже оклеветанные, мы обретаем счастье и любовь к ближним, чтобы и они участвовали в нашей сверхъестественной радости.

Иоанн Богослов сохранил для нас в своем Евангелии чудесную фразу Богородицы, обращенную к служителям в Кане Галилейской: Что скажет Он вам, то сделайте [ Деян 9, 6]. Вот о чем идет речь: как привести души к встрече со Христом, чтобы каждая из них могла спросить: “Domine, quid me vis facere?”, Господи! что повелишь мне делать? [ Мф 13, 3-8]

Христианское апостольское служение - я говорю о служении обыкновенных христиан, мужчин и женщин, живущих так же, как и все остальные, - есть большое катехизаторское предприятие, посредством личного общения и истинной дружбы возбуждающее в окружающих жажду Бога. Мы поможем им открыть новые горизонты, повторяю, с естественностью и простотой, примером своей жизни в вере и своим словом - учтивым, но сильным истиной Божией.

Дерзайте: вы всегда можете рассчитывать на помощь Марии - “Regina apostolorum”, Царицы Апостолов. Не переставая быть Матерью, Пресвятая Дева умеет ставить Своих детей лицом к лицу с их ответственностью. Тех, кто приближается к Ней и созерцает Ее жизнь, Мария всегда одаривает великой милостью, приводя их ко Кресту - к примеру Сына Божия. И вот в этом созерцании лицом к лицу, в котором решается вся христианская жизнь, Мария за нас заступается, помогая нам, младшим братьям, действовать так, чтобы примириться со Старшим Братом, первородным Сыном Бога Отца.

Многим обращениям, многим решениям отдать всего себя, без остатка служению Богу, предшествовала встреча с Марией. Пречистая Дева возбудила в наших душах желание преодолеть себя и искать Бога. По-матерински Она побудила нас измениться и начать новую жизнь. И тогда “что скажет Он вам, то сделайте” становилось явью - любовной самоотдачей, христианским призванием, просвещающим все наше бытие.

Мы закончим это размышление пред Ликом Божиим о почитании Его и нашей Матери, оживив нашу веру. Месяц май еще только начинается. Господь хочет, чтобы мы не упустили эту возможность возрастания в Его Любви через общение с Его Матерью. Будем стараться каждодневно проявлять нашу заботу о Ней в тех детских мелочах, которые станут великими проявлениями личной святости и апостольского служения - то есть горячего желания неустанно содействовать спасению, принесенному в мир Христом.

“Sancta Maria, spes nostra, ancilla Domini, sedes sapientiae, ora por nobis!” Святая Мария, Надежда наша, Раба Господня, Престол Мудрости - моли Бога о нас!

Мир Христов

Но я должен предложить вам еще одно размышление: чтобы творить добро, мы должны непрерывно бороться, ибо знаем, как трудно нам, людям, даются справедливые решения, и как еще долог путь к тем временам, когда жизнь людей будет движима любовью, а не равнодушием и ненавистью. Но нам известно также, что даже общественная гармония и разумное распределение благ не отменяют боли, вызванной болезнью, непониманием, одиночеством, смертью близких, которых мы любим, сознанием личных несовершенств.

Христианин знает, что истинный, окончательный ответ на эту боль - Христос на Кресте, Бог страдающий и умирающий, Бог дающий нам Свое Сердце, пронзенное копьем во имя любви ко всем людям. Наш Господь ненавидит несправедливость и осуждает того, кто вершит ее. Но Он ее попускает, ибо уважает свободу каждого человека. Бог, наш Господь, не хочет, чтобы Его твари испытывали боль. Но Он ее попускает, ибо после первородного греха она - неотъемлемая часть человеческого бытия. Но Сердце Христово, полное Любви к людям, заставило Его взвалить на плечи вместе с Крестом все наши скорби - страдание и печаль, тревогу и жажду справедливости.

Христианское учение о боли - не перечень легких утешений. Это в первую очередь учение о принятии страдания, свойственного человеческой жизни. Не могу скрыть от вас, что боль часто входила в мою жизнь: не однажды я был готов разрыдаться. Но я говорю об этом с радостью, ибо я всегда проповедовал великую истину о том, что где Крест, там и Христос, Воплощенная Любовь. И сам старался жить соответственно этой истине. Боль входила в мою жизнь и тогда, когда я чувствовал смущение перед несправедливостью и с горечью сознавал, что, вопреки моим желаниям и стараниям, ничего не могу исправить.

Говоря о боли, я не имею ввиду что-то отвлеченное. И не ссылаюсь на чужой опыт, когда утверждаю, что, стоя пред лицом боли и чувствуя душевные колебания, мы должны смотреть на Христа. Сцена Голгофы свидетельствует, что всякая боль должна быть освящена единением с Крестом Христовым.

Ибо если мы переживаем испытания по-христиански, то они обращаются в искупление, покаяние и участие в судьбе и жизни Иисуса, Который во имя Любви к людям хотел испытать все их страдания и всю возможную скорбь. Он родился, жил и умер в бедности. Был поруган, оклеветан и несправедливо приговорен к смерти; был предан, оставлен учениками; прошел горький путь одиночества, казни и смерти. И сейчас Христос продолжает страдать в Своих членах, во всем человечестве, для которого Он - Глава, Первенец и Искупитель.

Боль входит в Замысел Божий. Вот она, истина - хоть нам и трудно ее принять. И Иисусу, такому же человеку, как ты и я, тоже было трудно: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет [ Гимн Всенощной на Праздник Сердца Христова]. В этом напряженном взаимодействии скорби и принятия воли Отца Иисус идет на смерть спокойно, прощая тех, которые Его распинают.

Признание сверхъестественного смысла боли является высочайшим завоеванием. Умирая на Кресте, Иисус победил смерть. Бог извлекает из смерти жизнь. Христианин, сын Божий - не тот, кто покоряется своей трагической судьбе, а тот, кто заранее радуется победе. Во имя этой победительной любви Христовой мы, христиане, должны броситься на все пути земные и, словом и делом, стать на них сеятелями мира и радости. Мы должны бороться - с миром - против зла, греха, несправедливости, провозглашая, что сегодняшнее состояние человека не окончательно. Что любовь Божия, явленная в Сердце Христовом, есть залог славного духовного триумфа для всего человечества.

Тайна скрытой жертвы

Заметьте однако: несмотря на все милости Божии, Мария, тем не менее, не была избавлена в своей земной жизни от боли, усталости, ясной туманности веры. Простой женщине, которая как-то раз восхвалила Иисуса, говоря: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! [ Лк 1, 38] - Господь ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это была похвала Матери и Ее “Fiat” - да будет Мне по слову твоему [ См. Лк 1, 48], - произнесенному искренне, великодушно, и явленному не напоказ, а в молчаливой и скрытой жертве каждого дня.

Созерцая эту истину, мы лучше постигаем логику Божию. Мы понимаем, что сверхъестественная ценность нашей жизни - не в реализации великих подвигов, возникающих порой в нашем воображении, но в преданном послушании воле Божией, в щедрости скромной ежедневной жертвы.

Если мы хотим обoжиться, то должны прежде всего стать очень человечными, исполняя пред ликом Божиим наше призвание простых граждан, освящая нашу видимую ничтожность. Так жила Мария. Та, Которая благодатна и одарена всеми милостями от Бога. Та, которая выше всех Ангелов и святых, - жила вполне обыденной жизнью. Мария - тварное существо, как и все мы, с сердцем, таким же, как и наше сердце: способным радоваться, страдать и обливаться слезами. Перед тем, как Гавриил сообщил Ей о воле Божией, Пресвятая Дева еще не знает, что она избрана Богом от вечности и призвана быть Матерью Мессии. Она считает Себя ничем [ См. Лк 1, 49] и поэтому позже признает с глубоким смирением, что сотворил Ей величие Сильный [ См. 1 Кор 1, 27-29].

Чистота, смирение и великодушие Марии контрастируют с нашим ничтожеством и эгоизмом. Осознав это, мы чувствуем естественное желание подражать Ей. Поскольку мы - твари Божии, как и Она, то достаточно быть верными, чтобы и нам сотворил величие Сильный. Наше убожество не станет препятствием, ибо Бог избирает ничего не стоющее, чтобы ярче просияла сила Его любви [ Мф 7, 21].

Подражать Марии

Наша Матерь - образ щедрого ответа на благодать Божию. И если мы созерцаем Ее жизнь, Господь дает нам свет, чтобы обoжилось наше повседневное бытие. В течение года, в праздники Божией Матери, а также много раз в течение каждого дня, мы, христиане, думаем о Пречистой Деве. Используя эти минуты, чтобы представить себе, как Она исполняла бы нашу работу, мы постепенно научились бы подражать Ее примеру и в конце концов уподобились бы Ей, как дети уподобляются своей матери.

В первую очередь, надо подражать Ее любви. Любовь - не только чувство. Она должна проявиться в словах, а прежде всего - в делах. Дева Мария не только сказала “Fiat”, но и в любое время следовала этому твердому и неколебимому решению. Мы должны поступать так же. Если Любовь Божия движет нами, если нам открывается Воля Божия - мы должны решиться и быть воистину преданными и верными. Ибо не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного [ Ин 1, 14].

Мы должны подражать естественной и сверхъестественной грации Богородицы. В истории спасения Она - избранная тварь: в Ней Слово стало плотию и обитало с нами [ Лк 1, 38]. Она была свидетелем чутким, который прошел незамеченным. Она не стремилась к личной славе. Мария присутствует в тайнах отрочества Ее Сына - обычных тайнах, если можно так выразиться. В час великих чудес и народного ликования мы не видим Ее. Она исчезает. В Иерусалиме, когда Христа, едущего верхом на ослике, провозглашают царем, Марии нет. Но Она появляется снова рядом с Крестом, когда все бежали. В таком поведении мне видится естественный знак величия, глубины и святости Ее души.

Будем учиться, следуя примеру Ее послушания, в котором гормонично сочетаются покорность и господство. В поведении Марии нет ничего общего с теми неразумными девами, которые хотя и слушаются, но сами не думают. Дева Мария слушает со вниманием то, чего желает Бог. Она обдумывает то, что не ясно, спрашивает о том, чего не знает. А потом всецело предает Себя в руки Божии: се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему [ См. Рим 8, 21]. Какое чудо! Святая Мария, наша наставница во всем, учит нас, что послушание Богу - не рабство, не подавление совести. Напротив, оно направляет нас к открытию свободы детей Божиих [1 Цар 3, 5].