Список параграфов

Параграфы 24 в «Борозда» содержит понятие Мужество.

Страшно подумать, как повредим мы себе и другим, если мы побоимся явить себя христианами в обычной жизни.

Вроде бы, он решился твердо… Но взял перо, чтобы написать своей невесте - и не хватило храбрости, возобладала трусость. "Это так понятно, так по-человечески…" - говорили ему. Видимо, некоторые не считают, что от земной любви тоже надо отречься, чтобы последовать за Христом, когда Он просит.

Посмеем же открыто и непрестанно жить по нашей вере.

Каждый христианин должен нести мир и счастье во все уголки земли. Вот он, крестовый поход силы и радости, способный разбудить даже увядшие, испорченные сердца - и поднять их к Богу.

Пресекая на корню любое искушение зависти, искренне радуясь чужим успехам, ты не утратишь веселья.

Один друг сказал мне: "Говорят, что ты влюблен". - Я так удивился, что только спросил, откуда эта новость.

Он признался, что угадал это сам, по моему сияющему взгляду.

Как сияет взор Иисуса!.. Так же, как взор Его Матери, Которая не может сдержать радости и всей душой славит Бога, - Magnificat anima mea Dominum, "Величит душа Моя Господа" - с тех пор, как носит Его в Себе и видит рядом с Собой.

Матерь моя! Пусть будет подобна Твоей наша радость, ибо мы с Ним и знаем, что Он с нами!

Не будьте узколобыми, незрелыми, близорукими, неспособными охватить единым взглядом широкий духовный горизонт детей Божиих. Бог и Отвага!

Отвага - не дерзость, не опрометчивость, не наглость.

Отвага - это крепость духа, одна из четырех основных добродетелей, необходимых для жизни души.

Ты решился, - больше от размышлений, чем от пылкости. Чувств не было, хотя ты их и хотел. Ты отдал себя Богу, убедившись, что Он об этом просит.

С той минуты ты не "чувствуешь" мало-мальски серьезных сомнений. Наоборот - лишь спокойная радость переполняет порой твою душу. Так платит Бог за отвагу Любви.

Я прочитал поговорку, которую любят в некоторых странах: "Мир - Божий, но Бог одалживает его смелым". Прочитал - и задумался.

Чего же ты ждешь?

Я - не такой апостол, каким должен бы стать. Я… слишком робок.

Не потому ли, что малодушна твоя любовь? Подумай об этом. И действуй.

Проблемы, которые тебя изводили - ты не знал, как решить их, - вдруг исчезли, разрешились чудесным образом, как тогда, когда Господь приказал ветрам и водам стихнуть.

И подумать только, ты еще сомневался!

"Не помогайте так много Святому Духу!" - говорил мне мой друг, в шутку, но не без страха.

Я ответил: "Мне кажется, что мы очень мало Ему помогаем".

Видя столько трусости, столько ложного благоразумия, я очень хочу спросить: "Так что же, вера и доверие - только для проповеди, не для жизни?"

У тебя довольно странное состояние: ты смущен, когда заглядываешь в себя, но уверен и оживлен, когда смотришь вверх.

Не беспокойся - это значит, что ты лучше узнаешь себя и (вот что важно!) познаешь Его.

Видишь? - С Ним ты смог! Что ж тут странного? И восхищаться тут нечем. Если ты доверился Богу - по-настоящему доверился! - то все идет легко. А мало того - ты превосходишь воображаемый предел.

Хочешь проявить священную отвагу и добиться, чтобы Бог действовал через тебя? Прибегни к Марии - и Она поведет тебя дорогой смирения, чтобы даже в том, что вроде бы невозможно, твоим ответом были слова, объединяющие землю и Небо: Fiat! - "Да будет мне по слову Твоему!"

В твоей жизни - две вещи противоречат друг другу - ум и чувства.

Разум, освещенный верой, ясно показывает тебе не только путь, но оба очень разных способа идти по нему - героический и глупый. Более того, он раскрывает тебе величие и божественную красоту того, что препоручила нам Пресвятая Троица.

А вот чувства привязываются ко всему, что ты презираешь. Так и кажется, что тысячи ничтожных мелочей ждут любой возможности - и как только (по физической усталости или потере духовного видения) твоя бедная воля слабеет, возникают перед тобой, превращаясь в твоем воображении в страшную, неприступную гору. Работа - нелегка; повиноваться - неудобно; средств не хватает; легкая жизнь пускает бенгальские огни; соблазны - так и кишат, маленькие и большие; налетает чувственность; ты устал; ты ощущаешь горький вкус духовной посредственности… А иногда еще и боишься, потому что знаешь: Бог хочет, чтобы ты был святым, а ты не свят.

Позволь мне сказать тебе прямо: да, хватает причин, чтобы оглядываться назад, но недостает отваги, чтобы ответить на благодать, которую Он тебе дарует, призывая стать другим Христом, "ipse Christus!" - Самим Христом. Вспомни, что Он сказал Апостолу: "Довольно тебе благодати Моей!" Это значит: если хочешь - можешь.

Трусливо бегущим от страданий есть над чем задуматься, видя, с каким пылом принимают боль другие души.

Не так уж мало людей умеет страдать по-христиански. Последуем их примеру.

Неверные только и мечтают, чтобы верные не действовали.

Надо ли оставаться безучастным и молчаливым?.. Когда несправедливо нападают на справедливый закон - нет!

Святая чистота - смирение плоти. "Господи, - просил ты, - запри мое сердце наглухо, на семь запоров!" А я посоветовал к семи запорам сердца попросить еще восемьдесят лет серьезности…

Кроме того, будь начеку - искра гаснет быстрее костра. Беги, храбрость здесь - это трусость. Не гляди - это не бдение духа, а козни сатаны.

Все наши старания - умерщвление плоти, власяница, розги, пост, мало стоят без Тебя, Господи!

На клевету отвечай так: прежде всего - прощай, всех, сразу, от всего сердца; потом - люби. Да не будет лишено милосердия ни единое твое слово! Всегда отвечай любовью.

Но если нападают на твою Матерь-Церковь - защищай ее решительно и храбро, спокойно, но твердо. Не позволяй мешать тем душам, которые готовы прощать личные нападки и отвечать на них любовью.