Список параграфов

Параграфы 2 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Жертва.

Путь веры - это путь самопожертвования. Христианское призвание не срывает нас с нашего места в миру, но требует, чтобы мы оставили все, что мешает исполнению Воли Божией. Свет в нашей душе - это только начало. Мы должны ему следовать, если хотим, чтобы он стал звездой, а потом солнцем. Когда волхвы были в Персии, - пишет Святой Иоанн Златоуст, - они видели только звезду; но, покинув родину, они увидели Солнце Правды. Можно сказать, что они не увидели бы и звезды, если бы остались дома. Будем спешить и мы. Хотя бы нам мешали - будем бежать к дому Младенца [ Мф 2, 2-3].

Твердость в призвании

Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним [ Мф 5, 48]. То же самое повторяется и сегодня. Величие Бога и серьезное, глубоко христианское решение тех, кто хочет жить по требованиям веры, всегда умножают ряды смущенных, удивленных, впавших в соблазн. Кажется, что они не могут представить себе образ жизни, непохожий на тот, что умещается в их ограниченном земном понимании. Видя щедрость услышавших Божий призыв, они иронически смеются. Или пугаются. А иногда - и это кажется уже просто патологией - изо всех своих сил стараются переубедить тех, кто добровольно принял святое решение.

Иногда я бывал свидетелем настоящих кампаний против тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу и людям. Некоторые убеждены, что Иисус не может избрать тех, кого хочет, не спросив у них разрешения. И что человек не в состоянии свободно принять Любовь или ее отвергнуть. Для тех, кто так думает, духовная жизнь второстепенна. Они воображают, что вспоминать о ней надо лишь тогда, когда насыщены эгоизм и жажда комфорта. Но если бы это было так - что осталось бы от христианства? Слова Иисуса, в которых требовательность соседствует с любовью - для того ли только, чтобы их слушали? Или чтобы, услышав, применяли на практике? Не Он ли сказал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный? [ См. Лк 2, 9]

Господь призывает всех людей выйти Ему навстречу, облачаясь в святость. Он зовет не только волхвов, людей мудрых и влиятельных, но прежде посылает к пастухам вифлеемским - и даже не звезду, но одного из ангелов Своих [ Мф 2, 4]. Однако все - богатые и бедные, мудрые и простодушные, - должны внимать Его голосу со смирением.

Посмотрите на Ирода: он был сильным мира сего и мог рассчитывать на помощь мудрецов. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? [ Мф 2, 5-6]. Его власть и ученость не ведут к Богопознанию. В окаменевшем сердце его они превратились в орудия зла, бессмысленного желания уничтожить Бога, презрения к жизни безвинных младенцев…

Вернемся к Евангелию: Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: “и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля” [ См. 2 Пар 19, 7; Рим 2, 11; Еф 6, 9; Кол 3, 25 и т.д.]. Мы не можем пренебречь этими подробностями милосердия Божия: будущий Спаситель мира рождается в безвестной, маленькой деревушке, ибо нет лицеприятия у Бога [ Мф 2, 9]. Призывая душу жить в согласии с верой, Он не смотрит на ее богатство, дворянство или ученость. Призвание первенствует над всеми заслугами: И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец [ См. Пс 7978, 8].

Призвание - прежде всего. Бог любит нас раньше, чем мы научимся к Нему обращаться. Он же вливает в наши души любовь, что ответит потом на Его призыв. Щедрость Божия опережает нас [ Ин 10, 1-21]. Господь не только справедлив - гораздо больше: Он милосерд. Он не ждет, когда мы придем к Нему, но Сам идет нам навстречу, не скрывая Отчей любви.

И вот вместе с волхвами мы приносим смирну - то есть жертву, необходимую для христианской жизни. Смирна напоминает нам о Страстях Господних: на Кресте Ему давали пить вино со смирною [ См. Ин 19, 39] и смирною помазали Его тело для погребения [ Гал 3, 28]. Но не думайте, что мысли о самоотречении и жертве могут придать оттенок печали празднику, который мы отмечаем сегодня.

Самоотречение, умерщвление плоти чужды пессимизму и горечи. Если нет любви, то они ничего не стоят. Поэтому мы должны выбирать умерщвления, которые помогают нам отрешиться от земного, но при этом не умерщвляют наших ближних. Христианин не может быть как палачом, так и бессмысленной жертвой. Он человек, который умеет любить и показывать свою любовь. Человек, для которого страдание - пробный камень любви.

Но я настаиваю, что основа вашего самоотречения - не великие свершения, повод к которым столь редко встречается на нашем пути, но постоянная борьба в мелочах: улыбаться тому, кто мешает, отказать своему телу в капризах и лишних благах, научиться слушать ближних, извлекать пользу из времени, отпущенного нам Господом… И еще множество мелочей, печалей и трудностей, по виду незначительных, что возникают внезапно в течение каждого дня.