Список параграфов

Параграфы 5 в «Христос Проходит Рядом » содержит понятие Единство жизни .

Ответ человека на любовь Божию

Милость Божия создает питательную среду для роста христианина. Она помогает нам прилагать усилия, дабы вести себя как сын Божий. Каковы же главные средства для утверждения и укрепления нашего божественного призвания? Назову лишь два из них: это духовная жизнь и познание христианского учения т.е. глубокое познание нашей веры.

Во-первых - духовная жизнь. Многие ли знают, что это такое? Когда люди слышат о духовной жизни, они представляют себе то прохладный полумрак храма, то строгую атмосферу каких-то церковных ризниц… Более четверти века я повторяю, что это совсем, совсем не то! Говоря о духовной жизни, я имею в виду обыкновенных христиан, которые в труде и во время отдыха, дома и на улице беспрерывно обращаются к Богу. А ты - разве ты не чувствуешь потребности постоянно взывать к Иисусу? Ведь непрерывная молитва становится твоим обoжением. В сущности, это и есть христианская вера. Святой Климент Александрийский писал, что становится Богом человек, желающий того же, чего желает Бог [ Откр 3, 20].

Поначалу это совсем непросто. Мы стараемся, обращаясь к Господу, благодарить Его за действенное отцовское о нас попечение. Постепенно мы начинаем ощущать любовь Божию как царапину в душе, хоть дело здесь совсем не в наших чувствах и ощущениях. Христос следует за нами как влюбленный: Се, стою у двери и стучу [ Пс 127126, 1]. А ты - не чувстуешь ли порой, в течение дня, желание беседовать с Ним о своих делах и событиях своей жизни? Не говоришь ли ты Ему тогда: “Я Тебе расскажу об этом потом - когда буду наедине с Тобой, в молитве”?

Молитва - это время, специально предназначенное для беседы с Господом и размышлений. В ней изливается сердце и укрепляется воля. В ней, благодатью Божией, человеческая реальность наполняется духовным содержанием. В ней ты обретаешь богатые плоды: ясные и конкретные решения исправиться, обратиться ко всем людям с чуткостью, отдать себя без остатка, как хороший состязатель, в этой христианской борьбе за мир и любовь.

Со временем твоя молитва уже не прекращается ни на минуту, как биение сердца, как пульс. Без этого постоянного богоприсутствия невозможна жизнь созерцательная. А без нее ты вряд ли сможешь работать за Христа - ибо если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его [2 Кор 4, 10].

Самопожертвование - соль нашей жизни

На своем пути к святости обычный христианин не отрекается от мира, ибо мир - это место его встречи со Христом. Он не избирает путь монашествующего, посему ему не нужна особая одежда или какие-либо иные внешние знаки отличия. Знаки его внутренние: постоянное присутствие Бога и неустанное самопожертвование. На самом деле все это - молитва, ибо самопожертвование есть не что иное, как молитва плоти и чувств.

Христианское призвание - это призыв к покаянию, искуплению и умерщвлению плоти. Нам предстоит искупить свои грехи - сколько бы мы ни отворачивали свое лицо от Лика Божьего! - а также грехи всего человечества. Христианин движется вперед по следам Христовым: Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, Его самоотречение, Его скорбь на Кресте, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем [ Gaudium cum pace, emendationem vitae, spatium verae poenitentiae, gratiam et consolationem Sancti Spiritus, perseverantiam in bonis operibus, tribuat nobis omnipotens et misericors Dominus. Amen. (Римский Бревиарий: молитвы перед Мессой).]. Наш путь - самопожертвование. Только на этом пути мы обретаем “gaudium cum pace”, покой и радость.

Поэтому не стоит смотреть на мир глазами, полными печали. Читая жития, мы нередко замечаем, что биографы святых - разумеется, неумышленно! - причиняют ущерб учению Христову, заостряя внимание на необычных явлениях в жизни этих верных рабов Божиих. Мы видим, что они не похожи на нас, порой уже с колыбели. В некоторых житиях говорится, что святой во младенчестве никогда не плакал и в духе самопожертвования по пятницам грудь не сосал… Мы же с тобой появились на свет, как Бог велит - заходясь от плача. И жадно сосали материнскую грудь, нимало не заботясь о Великом Посте…

Лишь постепенно, с помощью Божией, мы осознали, что жизнь - не череда часов и дней, похожих друг на друга, но “spatium verae poenitentiae” - время, данное нам для истинного покаяния и самосовершенствования. Умерщвляя плоть, христианин готовится к приятию благодати и побуждений Святого Духа. И вместе с благодатью Божией, повторю, придут мир и радость, терпение и настойчивость на христианском пути [1 Кор 9, 22 (пер. с Вульгаты)].

Умерщвление плоти - соль нашей жизни. И лучшее умерщвление плоти - это борьба с ее вожделениями, похотью очей и гордостью житейской. Самопожертвование проявляется во всем, вплоть до мелочей и малых дел, наполняющих наши дни. Мы выбираем себе умерщвления, которые не умерщвляют других и делают нас более чуткими, более внимательными ко всем людям. Если ты обидчив, если ты думаешь только о себе и унижаешь других, если не умеешь отказаться от лишнего, а порой и от необходимого, если горюешь, когда жизнь идет не так, как тебе хотелось бы, - то уверяю тебя, что ты не понял истинного смысла христианского умерщвления. Но ты все понял правильно, если стремишься стать всем для всех, чтобы спасти всех [ Быт 1, 26].

Вера и разум

Жизнь в покаянии и молитве, в сознании того, что Бог усыновил нас во Христе, - вот основа благочестия детей Божиих. Благочестие - добродетель детей. Но ребенок полностью предается Отцу, лишь ощутив и признав свою беспомощность. Молясь, я часто думал о необходимости быть как дети, как младенцы… Верящие, что духовное младенчество - это признак робости или неопытности в делах житейских - неправы. Все совсем наоборот: для достижения его нужна железная воля, сильный характер и зрелость, закаленная в кузнице жизни.

Мы благочестивы как дети, а не как невежды. Каждому человеку следует серьезно, по мере сил изучать богословие, то есть доктрину Христа, изложенную в научной форме. В жизни христианина должны найти себе место и благочестие детей, и познания богословов.

Устремление к богословскому познанию мира - выверенному и строгому, - проистекает из страстного желания познать Бога и любить Его. Из страстного стремления души постичь самую суть мира - творения Божия. Находятся люди, стремящиеся с завидным постоянством воскресить старый миф о несовместимости веры и науки, человеческого разума с божественным Откровением. Но это проистекает из поверхностного понимания проблемы. Видимость, выдаваемая за действительность.

Если мир вышел из рук Божиих, если Господь сотворил человека по образу и подобию Своему [ Ин 14, 6] и одарил его сознание искрой Своего света, то человек должен стремиться к постижению разумом божественного смысла естественной реальности, и верой - сверхъестественного значения всего земного. Мы не должны бояться науки, ибо любое исследование - подлинно научное исследование, - непременно приводит к истине. То есть - ко Христу, сказавшему: “Ego sum veritas”, Я есмь истина [ Мф 5, 16].

Подлинный христианин должен стремиться к знаниям. Все может и должно вести к Богу: как мастерство ремесленника, так и отвлеченные научные дисциплины. Ведь нет честного труда, который нельзя освящать и в котором нельзя освящаться. Нет труда, через который невозможно было бы освящение окружающих нас людей. Свет христианской жизни должен светить не на дне долины, но на вершине горы - чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [ Лк 21, 28].

Труд, учеба, исследование - все обращается в молитву. Все - с утра до вечера - становится поводом для общения с Богом. Тут главное - единство жизни, простое и крепкое. Ведь работа, обращенная в молитву, становится апостольским служением.

Вера и христианское призвание определяют наше бытие не частично, а полностью. Наши отношения с Богом неизменно предполагают полную самоотдачу, и человек, живущий верой, воспринимает жизнь в новой перспективе, которую дает ему Бог.

У вас, отмечающих сегодня со мной праздник Святого Иосифа, разные профессии, вы принадлежите к разным нациям и расам, говорите на разных языках. У каждого из вас своя семья. Вы получили профессиональное образование в учебных заведениях, на заводе или в офисе и в течение многих лет делали свое дело. Наладив деловые и дружеские отношения со своими коллегами, вы вместе с ними участвовали в решении проблем вашего предприятия и того общества, в котором живете.

Напоминаю вам еще раз, что все это не чуждо Замыслу Божию. Ваше человеческое призвание является частью - важной частью! - призвания божественного. Поэтому вы должны освящаться, как раз освящая ваш труд и вашу среду - профессию, которая наполняет ваши дни; ваш очаг, вашу семью, любимую вами родину. И таким образом вы содействуете освящению других.

Истинное почитание Сердца Христова

Проникнем в богатство этих слов: Святейшее Сердце Иисуса. Говоря о сердце человеческом, мы имеем ввиду не только чувства, но личность во всем ее многообразии, во всей полноте проявлений нежности и любви. Чтобы мы лучше поняли божественные тайны, Священное Писание употребляет слово “сердце” в полном его человеческом значении: сердце понимается как первоисточник и средоточие наших помыслов, слов и деяний. Можно сказать на нашем человеческом языке, что человек стоит столько, сколько стоит его сердце.

Из сердца исходит радость: сердце мое возрадуется о спасении Твоем [ Пс 2221, 15]; покаяние: сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей [ Пс 4544, 2]; хваление Богу: излилось из сердца моего слово благое [ Пс 5756, 8]; готовность слушать Господа: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое [ Песн 5, 2]; любовное бдение: Я сплю, а сердце мое бодрствует [ Ин 14, 1]; а также сомнение и страх: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте [ См. Пс 4039, 9].

Сердце не только чувствует; оно также знает и понимает. В него вложил Бог Свои Заветы [ См. Притч 7, 3], и в нем они написаны [ Мф 12, 34]. И еще Священное Писание добавляет: от избытка сердца говорят уста [ Мф 9, 4]. Господь бросает в лицо кнжникам: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? [ Мф 15, 19] Перечисляя грехи, на которые способен человек, Он утверждает, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления [ Мф 6, 21].

Сердце в Священном Писании - не игрушка мимолетных чувств, влекущих за собой лишь вздохи да слезы. Оно означает всего человека, телом и душой стремящегося к тому, что он считает для себя благом: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ Св. Бонавентура, Vitis mystica, 3, 11 (PL 184, 643).], -говорит нам Христос.

Поэтому, говоря сейчас о Сердце Иисуса, укрепим свою веру в Его любовь и в искренность Его самоотдачи людям. Призывая к почитанию Святейшего Сердца, вспомним, что мы должны обращаться ко всему Иисусу - и всем своим существом: душой и мыслями, словами и поступками, чувствами, трудами и радостями.

Истинное почитание Сердца Иисусова состоит в познании Бога и самопознании, в обращении наших взоров к Иисусу всегда и во всем - ибо Он нас учит и поощряет, и указывает нам путь. Это почитание может показаться поверхностным только тому, кто сам еще не вполне вочеловечился - и поэтому не способен проникнуть в тайну Воплощенного Бога.