20

Божественное и человеческое в Церкви

Подобно тому, как во Христе сосуществуют две природы – человеческая и божественная, так, по аналогии, мы можем говорить о существовании божественного и человеческого элемента в Церкви. Ни от кого не скрыта ее человеческая сторона. Церковь в этом мире устроена из людей и для людей; а говорить о человеке значит говорить о свободе; о величии и низости, о героизме и слабости.

Если бы мы признавали только человеческую сторону Церкви, мы бы никогда не поняли Церковь, потому, что никогда не приблизились бы к дверям тайны. В Священном Писании употребляется много выражений, почерпнутых из человеческой жизни для описания Царствия Божьего и его присутствия среди нас, в Церкви. Царствие Божие сравнивается с загоном для овец, со стадом, домом, семенем, виноградником, с полем, которое Бог засеял, с землей, на которой Он воздвиг строения. Но выделяется одно выражение, охватывающее все: Церковь – Тело Христово.

Христоспоставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова1010, – говорит Святой Павел. В другом месте он добавляет, что так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены1111.Как светла наша вера! Все мы – во Христе, ибо Он есть глава тела Церкви1212.

Заметки
10

1010 Еф 4, 11-12

11

1111 Рим 12,5

12

1212 Кол 1,18

Этот параграф на другом языке