22

Теперь вы поймете, почему нельзя отделить Церковь видимую от Церкви невидимой. Церковь является одновременно мистическим и физическим телом. По самому факту, что Церковь – это тело, Она является видимой, – учит папа Лев XIII1414. В видимом теле Церкви, в поведении людей, составляющих ее на земле, присутствуют слабости, колебания, предательства. Но Церковь не исчерпывается этим, не смешивается с этими недостойными и низкими поступками. Напротив, здесь и сейчас нет недостатка в доказательствах великодушия, в героических устремлениях, в святых жизнях, которые не делают особого шума, и с радостью расходуются на служение своим братьям по вере и всем человеческим душам.

Более того, даже если бы слабости численно превосходили мужественные поступки, оставалась бы еще мистическая реальность – ясная, неопровержимая, несмотря на то, что мы не воспринимаем ее физически. Это реальность Тела Христова, Господа нашего, реальность действия Святого Духа и любящего присутствия Отца.

Итак, Церковь – это целостная, неразрывно связанная человеческая и божественная реальность. Своим началом она община Божественная; своей целью и средствами, служащими этой цели, она община сверхъестественная; но поскольку она состоит из людей, она община человеческая.1515 Она существует и действует в мире, но цель и сила ее – не на земле, а на Небе.

Было бы большой ошибкой пытаться отделить Церковь харизматическую, как действительно основанную Христом, от Церкви юридической или институциональной, как дела рук человеческих и простого продукта исторической случайности. Есть только одна Церковь. Христос основал только одну Церковь: видимую и невидимую, с организованной иерархией и глубокой структурой божественного права, с внутренней сверхъестественной жизнью, которая ее одушевляет, поддерживает и оживляет.

Нельзя не вспомнить о том, что Господь, когда основал свою Церковь, не желал, чтобы она состояла из множества себе подобных общин, но не связанных между собой особыми узами, делающим Церковь единой и неделимойКогда Христос говорит об этом мистическом здании, Он имеет ввиду одну только Церковь, которую он называет Своей: Я создам Церковь мою (Мф 16,18). Любая другая община, поскольку она не была основана Им, не может быть Его истинной Церковью1616.

Я повторяю: нам нужна вера. Умножим нашу веру, испрашивая ее у Пресвятой Троицы, праздник которой мы сегодня отмечаем. Может случиться что угодно, за исключением того, что Бог Трисвятой оставит свою Супругу.

Заметки
14

1414 Лев XIII, Satis cognitum, AAS 28, стр.724

15

1515 Лев XIII, ibid, ASS, 28, стр. 710

16

1616 Лев XIII, ibid, ASS, 28, стр.712-713

Этот параграф на другом языке