30

Церковь, по божественной воле, – иерархическое образование. Второй Ватиканский Собор называет ее иерархически организованным обществом4141, в котором служители обладают священной властью4242. Иерархия же не только совместима со свободой, но, более того, служит свободе детей Божиих4343.

Слово демократия не имеет смысла применительно к Церкви, которая, я настаиваю, иерархична по божественной воле. Иерархия же означает святое правление и священный порядок, и никоим образом – человеческий произвол или нечеловеческий деспотизм. Господь установил в Церкви иерархический порядок, который не должен переходить в тиранию, ибо сама по себе власть, так же как и послушание – это служение.

В Церкви есть равенство: как только мы крестились, мы все становимся равными, потому что мы – дети одного Бога, нашего Отца. С этой точки зрения, никакая разница не разделяет Папу и того, кто только что воцерковился. Но это основное равенство не заключает в себе возможность изменения устройства Церкви в том, что было установлено самим Христом. По божественной воле, наши функции различаются, и священнослужители получают в таинстве священства отличительную и неизгладимую печать. На вершине этой иерархии пребывает наследник Петра и, вместе с ним и под ним, – все епископы, в тройную задачу которых входит освящать, управлять и наставлять.

Заметки
41

4141 Второй Ват. Собор. Догматическая Конституция Lumen gentium, 8

42

4242 Там же,18.

43

4343 См. Рим 8:21

Этот параграф на другом языке