O сверхъестественном предназначении Церкви

Проповедь, произнесенная 28 мая 1972 года, в праздник Св. Троицы

В начале я хотел бы напомнить вам слова Св. Киприана: Вселенская Церковь представляется нам как народ, который обретает свое единство в единстве Отца, Сына и Св. Духа1. Не удивляйтесь же, что в праздник Пресвятой Троицы, в моей проповеди пойдет речь о Церкви, ибо сама Церковь вырастает из основной тайны нашей веры: веры в Бога, единого в сущности и троичного в лицах.

Пресвятая Троица – средоточие Церкви. Такой Церковь всегда видели Отцы. Посмотрите, как ясно говорит об этом Святой Августин: итак Бог обитает в храме Своем: не только Св. Дух, но и Отец, и Сын. (…) Следовательно Св. Церковь – храм Божий, то есть всей Троицы 2.

Когда в следующее воскресенье мы вновь соберемся вместе, мы остановимся на чудесных, отличительных чертах Святой Церкви, которые мы совсем скоро будем перечислять в Кредо, после того как мы пропоем нашу веру в Отца, Сына и Святого Духа. Et in spiritum Sanctum, говорим мы. И далее: et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam3. Мы утверждаем, что есть только одна Церковь: Единая, Святая, Католическая (т.е. Вселенская) и Апостольская.

Все те, кто истинно возлюбил Церковь, знают, как соотносятся эти четыре отличительные черты с самой невыразимой тайной нашей веры: тайной Св. Троицы. Веруем в Божественную Церковь, Единую, Святую, Католическую и Апостольскую, в которой мы получаем вероучение; через нее мы знаем Отца, Сына и Св. Духа, и мы крещены во имя Отца, Сына и Св. Духа.4

Трудные моменты

Нам следует регулярно размышлять над тем, что Церковь – это великая и глубокая тайна. В этой жизни мы не сможем понять ее полностью. Если бы разум попытался объяснить эту тайну своими силами, то мы бы увидели лишь собрание людей, которые соблюдают какие-то заповеди и думают одинаково. Но все это не было бы Церковью.

Мы, католики, в Святой Церкви обретаем нашу веру, образцы поведения, молитву, чувство братства, единение со всеми нашими братьями: как с теми, кто уже покинул нас и очищается в чистилище (Церковь страдающая), так и с теми, кто уже наслаждается блаженным видением и вечной любовью Бога Трисвятого (Церковь торжествующая). Церковь пребывает здесь, среди нас, и в то же время переходит границы истории. Церковь, которая рождена под покровом Пресвятой Девы Марии, и которая продолжает на земле и на небе восхвалять Ее как Мать.

Так укрепим же нашу веру в сверхъестественный характер Церкви: исповедуем эту веру, если нужно, во весь голос, так как в наши дни много тех, кто, физически находясь в Церкви и даже занимая в ней высокие посты, забыли эти основополагающие истины и пытаются предложить нам образ Церкви, которая не является ни Святой, ни Единой; которая не может быть Апостольской потому, что не основывается на Петре – камне; которая не является Католической, потому что она пропитана неоправданными обособленностями и человеческими прихотями.

Это не ново. С того момента как Господь наш Иисус Христос основал Святую Церковь, Мать Наша переносила постоянные гонения. Возможно, в другие времена атаки велись открыто, сейчас же во многих случаях речь идет о тайном гонении. Сегодня, как и вчера, нападки на Церковь продолжаются.

Я повторяю, что я не пессимист ни по темпераменту, ни по привычке. Как можно быть пессимистом, когда Господь Наш обещал быть с нами до скончания века?5 Сошествие Святого Духа сделало из собрания учеников первое общественное проявление Церкви 6.

Господь Бог наш – любящий Отец, который заботится о нас как о зенице ока7 - так, в образном выражении, говорится об этом в Писании. Он не перестает освящать Святым Духом Церковь, основанную Своим Возлюбленным Сыном. Но сегодня Церковь переживает трудные дни: это время большого смятения для душ. Шум смятения поднимается со всех сторон и все ошибки, сделанные за много веков, с гулом выходят на поверхность.

Вера. Мы нуждаемся в вере. Если мы посмотрим глазами веры, то увидим, что Церковь несет в себе и распространяет свою собственную апологию. Кто созерцает ее и кто исследует ее с желанием познать истину, тот должен признать, что Она, независимо от своих членов и практических проявлений, несет в себе спасительное и Божественное послание вселенского значения.8

Когда мы слышим голоса ереси, – так как речь идет именно о ереси, я никогда не любил эвфемизмов, – когда мы видим, как безнаказанно подвергается нападкам святость брака и священства; как подвергают сомнению непорочное зачатие Девы Марии, ее вечную девственность и другие привилегии и совершенства, которыми Бог наделил ее; как подвергают сомнению чудо реального присутствия Иисуса Христа в Св. Евхаристии, примат Св. Петра и само Воскресение нашего Господа, разве вся душа наша не наполняется грустью? Но будьте уверены: святая Церковь нетленна. Церковь будет поколеблена, если поколеблется ее основание; но может ли поколебаться Христос? Пока Христос остается ее крепким основанием, Церковь не ослабеет до конца времен 9.

Божественное и человеческое в Церкви

Подобно тому, как во Христе сосуществуют две природы – человеческая и божественная, так, по аналогии, мы можем говорить о существовании божественного и человеческого элемента в Церкви. Ни от кого не скрыта ее человеческая сторона. Церковь в этом мире устроена из людей и для людей; а говорить о человеке значит говорить о свободе; о величии и низости, о героизме и слабости.

Если бы мы признавали только человеческую сторону Церкви, мы бы никогда не поняли Церковь, потому, что никогда не приблизились бы к дверям тайны. В Священном Писании употребляется много выражений, почерпнутых из человеческой жизни для описания Царствия Божьего и его присутствия среди нас, в Церкви. Царствие Божие сравнивается с загоном для овец, со стадом, домом, семенем, виноградником, с полем, которое Бог засеял, с землей, на которой Он воздвиг строения. Но выделяется одно выражение, охватывающее все: Церковь – Тело Христово.

Христоспоставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова1010, – говорит Святой Павел. В другом месте он добавляет, что так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены1111.Как светла наша вера! Все мы – во Христе, ибо Он есть глава тела Церкви1212.

Это вера, которую христиане всегда исповедовали. Слушайте вместе со мной слова Св. Августина: весь Христос состоит из головы и из тела. Это – истина, которую вы знаете, я в этом не сомневаюсь. Голова – это сам наш Спаситель, страдавший при Понтии Пилате и теперь, после воскресения из мертвых, восседающий одесную Отца. Церковь же – Его тело. Не какая-либо церковь, но та, которая распространилась по всему миру. Это и не только та Церковь, которая существует среди ныне живущих людей, ибо те, кто жил до нас и те, кто будет жить после нас, вплоть до конца мира также являются ее частями. Вся Церковь, состоящая из верных, потому что все верные – члены Христовы, – имеет главой Христа, который с неба управляет своим телом, и хотя голова не видна для тела, оба соединены любовью 1313.

Теперь вы поймете, почему нельзя отделить Церковь видимую от Церкви невидимой. Церковь является одновременно мистическим и физическим телом. По самому факту, что Церковь – это тело, Она является видимой, – учит папа Лев XIII1414. В видимом теле Церкви, в поведении людей, составляющих ее на земле, присутствуют слабости, колебания, предательства. Но Церковь не исчерпывается этим, не смешивается с этими недостойными и низкими поступками. Напротив, здесь и сейчас нет недостатка в доказательствах великодушия, в героических устремлениях, в святых жизнях, которые не делают особого шума, и с радостью расходуются на служение своим братьям по вере и всем человеческим душам.

Более того, даже если бы слабости численно превосходили мужественные поступки, оставалась бы еще мистическая реальность – ясная, неопровержимая, несмотря на то, что мы не воспринимаем ее физически. Это реальность Тела Христова, Господа нашего, реальность действия Святого Духа и любящего присутствия Отца.

Итак, Церковь – это целостная, неразрывно связанная человеческая и божественная реальность. Своим началом она община Божественная; своей целью и средствами, служащими этой цели, она община сверхъестественная; но поскольку она состоит из людей, она община человеческая.1515 Она существует и действует в мире, но цель и сила ее – не на земле, а на Небе.

Было бы большой ошибкой пытаться отделить Церковь харизматическую, как действительно основанную Христом, от Церкви юридической или институциональной, как дела рук человеческих и простого продукта исторической случайности. Есть только одна Церковь. Христос основал только одну Церковь: видимую и невидимую, с организованной иерархией и глубокой структурой божественного права, с внутренней сверхъестественной жизнью, которая ее одушевляет, поддерживает и оживляет.

Нельзя не вспомнить о том, что Господь, когда основал свою Церковь, не желал, чтобы она состояла из множества себе подобных общин, но не связанных между собой особыми узами, делающим Церковь единой и неделимойКогда Христос говорит об этом мистическом здании, Он имеет ввиду одну только Церковь, которую он называет Своей: Я создам Церковь мою (Мф 16,18). Любая другая община, поскольку она не была основана Им, не может быть Его истинной Церковью1616.

Я повторяю: нам нужна вера. Умножим нашу веру, испрашивая ее у Пресвятой Троицы, праздник которой мы сегодня отмечаем. Может случиться что угодно, за исключением того, что Бог Трисвятой оставит свою Супругу.

Предназначение Церкви

В первой главе Послания к Ефесянам Св. Павел говорит, что тайна Божия, провозглашенная Христом, совершается в Церкви. Бог Отец все покорил под ноги Его, и поставил Его Выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.1717 Тайна Божия состоит в устроении полноты времен, дабы все небесное соединить под главою Христом.1818

Это непостижимая тайна, тайна чистой и щедрой любви: Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви 1919. Любовь Божия не знает границ: тот же апостол Павел возвещает, что Спаситель Наш хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины2020.

В этом и только в этом предназначение Церкви: в спасении душ, по отдельности, одной за одной. Вот для чего Отец послал своего Сына, так и Я посылаю вас2121. Отсюда заповедь передавать Его учение и крестить, дабы Пресвятая Троица жила в душе, по благодати: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь2222.

Это – простые и высокие слова, заключающие Евангелие от Матфея. В них говорится о долге проповедовать вероучение и необходимости жизни в таинствах. В них Христос обещает всегда помогать своей Церкви. Мы не сохраним верность Господу, если мы пренебрегаем святой обязанностью наставлять людей в христианской морали и вере, и приобщать их к Таинствам. Именно на этой заповеди Христос основал Свою Церковь. Все остальное второстепенно.

В Церкви наше спасение

Мы не должны забывать о том, что Церковь намного больше, чем один и возможных путей к спасению: это единственный путь. Так постановили не люди, а сам Христос: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет2323. Вот почему мы утверждаем, что Церковь – необходимое средство для спасения.

Уже во втором веке Ориген писал: если кто-либо хочет спастись, пусть придет в этот дом, чтобы мог приобрести спасение… пусть никто не испытывает иллюзий: вне этого дома, т. е. вне Церкви, никто не спасется2424. А Св. Киприан, рассуждая о потопе, говорит: находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева2525.

Extra Ecclesiam, nulla salus – постоянно напоминают нам Отцы Церкви: Вне Вселенской Церкви можно найти все – говорит Св. Августин, кроме спасения…. Можно иметь честь, петь “аллилуйя”, говорить “аминь”, иметь Таинства, можно защищать Евангелие, можно иметь веру в Отца, Сына и Святого Духа и проповедовать ее; но никогда и нигде, кроме как в Церкви, невозможно обрести спасение 2626.

Тем не менее, как сокрушался об этом еще двадцать лет назад папа Пий XII, некоторые люди сводят к пустой формуле вероучение, гласящее, что для вечного спасения необходимо принадлежать истинной Церкви2727. Этот догмат веры образует основу соискупляющей деятельности Церкви и серьезной апостольской ответственности христиан. Среди ясно выраженных Христовых заповедей, заповедь о соединении с Мистическим Телом через крещение формулируется безусловно. Спаситель наш не только заповедал, чтобы все люди вошли в Церковь, но и постановил также, чтобы Церковь была средством спасения, без которого никто не может достичь царства небесной славы2828.

Тот, кто не принадлежит к Церкви, не спасется, а тот, кто не принимает крещение, не входит в Церковь. После провозглашения Евангелия оправдание не может иметь место без крещения или желания креститься, постановил Тридентский Собор2929.

Это постоянное требование Церкви; оно, с одной стороны, вкладывает в нашу душу огонь апостольского рвения, а с другой, ясно говорит о бесконечном милосердии Божьем к Его творениям.

Посмотрите, как объясняет это Св. Фома Аквинский: Крещение может не состояться двояким образом. С одной стороны, можно не принять таинство ни по факту, ни по желанию: так происходит с теми, кто не крестился или не хочет креститься. А это значит презирать таинство, по крайней мере, это касается тех, кто обладает свободной волей. Следовательно, те, которые, таким образом, не приняли крещение, не могут войти в царствие небесное: ни по таинству, ни по духу они не соединяются с Христом, а только через Него можно спастись. С другой стороны, крещение может не состояться по факту, а не по нежеланию быть крещеным. Так происходит с теми, кто, желая креститься, внезапно умирает перед принятием таинства. Такой человек может спастись, будучи крещен не на самом деле, но по желанию креститься, желанию, идущему от веры, которая “действует через любовь”, и по которой Бог, власть которого не привязана к видимым таинствам, внутренне освящает человека 3030.

Хотя вечное и сверхъестественное блаженство является совершенно безвозмездным даром, и никто на него не имеет право, тем более после грехопадения, Господь Бог наш не отказывает в нем никому: щедрость Его безгранична. Всем известно, что люди не по своей вине не знающие о нашей святой религии, но заботливо соблюдающие естественный закон и его предписания, запечатленные Богом в сердцах каждого, готовые слушаться Бога и ведущие честный образ жизни, – могут наследовать вечную жизнь посредством благодати и эффективного действия божественного света3131. Только Господь знает, что происходит в сердце каждого человека, и печется о душах не в совокупности, но отдельно о каждой. Никому на этой земле не дано судить о спасении или о вечном осуждении конкретного человека.

Но не будем забывать о том, что совесть может преступно искривиться, очерстветь во грехе и начать сопротивляться спасительному действию Божьему. Отсюда возникает необходимость проповедовать учение Христа, истины веры и моральные нормы; отсюда же необходимость в таинствах, установленных Иисусом Христом как средства для получения Его благодати 3232 и как средства от невзгод, которые являются следствием нашей падшей природы3333. Отсюда, кроме того, необходимость прибегать постоянно к таинству исповеди и причастия.

Эта огромная ответственность всех членов Церкви, и в особенности пастырей, точно определяется в советах Св. Павла: Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням 3434.

Время испытаний

Мне трудно сказать, сколько раз исполнялись эти пророческие слова апостола Павла, но надо быть слепым, чтобы не заметить, что сейчас они исполняются практически буквально. Люди отвергают содержание божественных и церковных заповедей, искажают заповеди блаженства, делая из них социально-политическое учение, а тех, кто пытается сохранить смирение и остаться чистым сердцем, называют невежественными и упрямыми защитниками прошлого. Не желая нести бремя целомудрия, они изобретают тысячи способов осмеять божественные заповеди Христа.

Есть один признак, в котором выражается вся нынешняя ситуация: это попытка изменить сверхъестественное предназначение Церкви. Под справедливостью понимается уже не жизнь в святости, но лишь политическая борьба, более или менее окрашенная марксизмом, который несовместим с христианской верой. Под освобождением – не личное сражение за освобождение от греха, но исключительно человеческое дело, которое может быть благородным и справедливым само по себе, но не имеет смысла для христианина, если подразумевает искажение единственно нужного 3535 – вечного спасения душ, каждой по отдельности.

В ослеплении, которое является результатом удаления от Бога, – приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут меня языком; сердце же их далеко отстоит от меня 3636 – некоторые придумывают себе образ Церкви, который не имеет ничего общего с той, которую основал Христос. Даже таинство Евхаристии, это обновление Голгофской жертвы, оскверняется или же его значение сводится просто к символу того, что они называют “общением людей между собой”. Что стало бы с человеческими душами, если бы Господь наш не пролил за нас свою драгоценную кровь до последней капли? Как можно презирать непрекращающееся чудо присутствия Христа в Св. Дарах? Он остался с нами, чтобы мы общались с Ним и почитали Его, чтобы, видя в Нем залог нашей будущей славы, мы решились идти за Ним.

Сегодня – время испытаний, и мы, взывая громко, не удерживаясь3737, должны просить Господа о том, чтобы Он сократил его, милосердно взглянул на Свою Церковь и снова одарил сверхъестественным светом души пастырей и всех христиан. Для Церкви нет смысла прилагать усилия к тому, чтобы угодить людям, так как люди ни раздельно, ни вместе никогда не дадут вечного спасения: Тот кто спасает – Бог.

Сыновняя Любовь к Церкви

Сегодня нам нужно как можно громче повторять слова Св. Петра, с которыми он обращался к иерусалимской знати: Иисус есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись 3838.

Так говорил первый папа, – камень, на котором Христос воздвиг свою Церковь. Им двигала сыновняя преданность Господу и забота о малом стаде, которое было ему доверено. У него и у остальных апостолов первые христиане учились чистым сердцем любить Церковь.

Но заметили ли вы, с какой непочтительностью говорят сегодня о Святой нашей Матери Церкви? Как утешительно в этом отношении читать у ранних Св. Отцов пламенные фразы, полные любви к Церкви Христовой! Возлюбим Господа, Бога нашего, возлюбим его Церковь, – пишет Св. Августин. – Возлюбим Его как Отца, Ее – как Мать. Чтобы никто не сказал: “Я все еще хожу к идолам, советуюсь с прорицателями и бесноватыми, но я не покинул Церковь, я – правоверный”.Так, будучи верны Матери, вы оскорбите Отца. Другой говорит: “Сохрани Господь! Я не советуюсь с чародеями, не хожу к бесноватым, не занимаюсь богохульными гаданиями, не собираюсь золотить идолов, не служу каменным богам, но отношусь к учению Доната”. Какой смысл в том, что вы не оскорбили Отца, если Он воздаст за Мать, которую обижают подобным образом?3939 Св. Киприан говорит об этом более кратко: тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь…4040

Многие в наши дни отказываются внимать истинному учению о Церкви. Некоторые хотят перестроить ее, безрассудно внедрить в Мистическое Тело Христово демократию по образцу той, которая проводится в жизнь в гражданском обществе, где все равны во всем. Они не верят в то, что, по божественному установлению, Церковь состоит из Папы, епископов, священников, дьяконов и мирян. Так, как хотел этого Христос.

Церковь, по божественной воле, – иерархическое образование. Второй Ватиканский Собор называет ее иерархически организованным обществом4141, в котором служители обладают священной властью4242. Иерархия же не только совместима со свободой, но, более того, служит свободе детей Божиих4343.

Слово демократия не имеет смысла применительно к Церкви, которая, я настаиваю, иерархична по божественной воле. Иерархия же означает святое правление и священный порядок, и никоим образом – человеческий произвол или нечеловеческий деспотизм. Господь установил в Церкви иерархический порядок, который не должен переходить в тиранию, ибо сама по себе власть, так же как и послушание – это служение.

В Церкви есть равенство: как только мы крестились, мы все становимся равными, потому что мы – дети одного Бога, нашего Отца. С этой точки зрения, никакая разница не разделяет Папу и того, кто только что воцерковился. Но это основное равенство не заключает в себе возможность изменения устройства Церкви в том, что было установлено самим Христом. По божественной воле, наши функции различаются, и священнослужители получают в таинстве священства отличительную и неизгладимую печать. На вершине этой иерархии пребывает наследник Петра и, вместе с ним и под ним, – все епископы, в тройную задачу которых входит освящать, управлять и наставлять.

Простите меня за настойчивость, но я хотел бы напомнить, что истины веры и морали не определяются большинством голосов; они составляют наследие веры – depositum fidei – переданное Христом всем верующим и доверенный Учительству Церкви для изложения и распространения.

Было бы ошибочно полагать, что, поскольку люди, возможно, больше осознали узы солидарности, которые их объединяют друг с другом, следует изменить структуру Церкви, чтобы привести ее в соответствие с духом времени. Время не принадлежит людям, являются ли они служителями культа или нет. Время принадлежит Богу, Хозяину истории. Церковь может принести спасение душам, только если она в своем устройстве, в своих догматах, в своей морали остается верна Христу.

Отвергнем же мысль о том, что Церковь, позабыв Нагорную Проповедь, стремится к человеческому благоденствию на земле, ибо мы знаем, что Ее единственная задача состоит в том, чтобы вести души к вечной славе в раю. Отвергнем всякое натуралистическое понимание, которое не может оценить главенствующую роль божественной благодати; отвергнем материалистические мнения, сторонники которых стремятся обесценить духовные ценности человеческой жизни; отвергнем и обмирщающие теории, согласно которым цели Царства Божьего тождественны целям царств земных, а его сущность, установления и жизнь толкуются посредством понятий, свойственных земному обществу.

Бездна премудрости Божией

Вспомните размышления Св. Павла, которые мы сегодня читали в Послании к Римлянам: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь 4444.

Насколько ничтожными в свете слов Господних кажутся человеческие замыслы, когда они пытаются изменить установленное Богом!

Но я не должен от вас скрывать, что в настоящее время повсюду мы видим подтверждение странной человеческой способности: не будучи в силе сделать что-нибудь против Бога, человек обрушивается на других людей, делая себя страшным орудием зла, поводом и стимулом ко греху, сеятелем смятения, и приводит других к совершению дурных по существу поступков, представляя их как хорошие.

Невежество всегда существовало, но теперь самое грубое невежество в области веры и морали скрывается иногда под высокопарными, якобы теологическими рассуждениями. Поэтому заповедь, которую Христос дал своим апостолам: идите, научите все народы,4545 приобретает, если можно так сказать, острую актуальность. Мы не можем сидеть, сложа руки и замкнуться в самих себе. Давайте же ради Господа вступим в битву за мир в душах, в битву за учение Христово.

Мы должны понимать других и покрывать человеческую немощь плащом милосердия. Милосердия, которое укрепит нас в нашей вере, которое умножит в нас надежду и сделает нас сильными, чтобы громко провозгласить, что Церковь не является тем образом, который некоторые пытаются навязать нам. Церковь – от Бога, и Она преследует одну только цель: спасение душ. Приблизимся же ко Господу, поговорим с Ним в молитве, лицом к лицу. Будем просить у Него прощения за наши собственные слабости, будем искупать наши грехи и грехи других людей, которые, в современном смущении и путанице, возможно, не осознают, как серьезно они оскорбляют Бога.

Сегодня, во время этой воскресной Литургии, через бескровное обновление кровавой Голгофской жертвы, Иисус – Священник и Жертва – отдаст себя за грехи людей. Не оставим Его одного: пусть в нашем сердце возникнет пылкое желание быть с Ним, у Креста. Пусть усилятся наши молитвы к Отцу, Богу милосердия, чтобы Он снова дал мир миру, Церкви и душам.

Если мы будем поступать таким образом, мы встретим у подножия Креста Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию и Мать Нашу. Ее благословенной рукой мы будем приведены к Иисусу, а через Него к Отцу – во Святом Духе.

Заметки
1

1 De oratione dominica 23; PL 4, 553

2

22 Св. Августин, Enchiridion 56, 15, PL 40, 259

3

33 Символ веры

4

44 Св. Иоанн Дамаскин. Adversum Icon. 12. PG 96, 1358, D.

Заметки
5

55 Ср. Мф 28, 20

6

66 Ecclesia, quae iam concepta, ex latere ipso secundi Adami velut in cruce dormientis orta erat, sese in lucem hominum insigni modo primitus dedit die celeberrima Pentecostes. Ipsaque die beneficia sua Spiritus Sanctus in mystico Christi Corpore prodere coepit. Лев XIII, энциклика Divinum illud munus, ASS 29, p. 648

7

77 Втор 32,10

Заметки
8

88 Павел VI, Речь 26.06.1966

9

99 Св. Августин, Enarrationes in Psalmos, 56, 1; PL 36, 662

Заметки
10

1010 Еф 4, 11-12

11

1111 Рим 12,5

12

1212 Кол 1,18

Заметки
13

1313 Св. Августин, Enarrationes in Psalmos, 56, 1; PL 36, 662

Заметки
14

1414 Лев XIII, Satis cognitum, AAS 28, стр.724

15

1515 Лев XIII, ibid, ASS, 28, стр. 710

16

1616 Лев XIII, ibid, ASS, 28, стр.712-713

Заметки
17

1717 Еф 1: 22-23

18

1818 Еф 1: 10

19

1919 Eф 1: 4

20

2020 1 Тим 2: 4

21

2121 Ин 20: 21

22

2222 Мф 28: 18-20

Заметки
23

2323 Мк 16: 16

24

2424 Ориген, In Iesu Nave homilia, 5,3; PG 12, 841

25

2525 Св. Киприан, De catholicae ecclesiae unitate, 6; PL 4, 503

26

2626 Св. Августин, Sermo ad Caesariensis ecclesiae plebem, 6; PL 43, 456

27

2727 Пий XII, энциклика Humani Generis AAS 42, стр. 570

28

2828 Пий XII, Письмо Св. Престола архиепископу Бостонскому, Denz – Schoen 3868

29

2929 Тридентский Собор, De justificatione, cap. 4, Dz – Schoen 1524

Заметки
30

3030 Св. Фома, Сумма теологии, III, q. 68, a. 2.

31

3131 Пий IX, энциклика Quanto conficiamur moerore, 10. 08. 1863, Dz – Schoen 1677 (2866)

Заметки
32

3232 Ср. Св. Фома, Сумма Теологии, III, q. 62 a. 1.

33

3333 Там же q. 61 a. 2.

34

3434 2 Тим. 4 : 1-4.

Заметки
35

3535 Лк 10: 42

Заметки
36

3636 Мф 15: 8

37

3737 Ср. Ис 58 : 1

Заметки
38

3838 Деян 4 : 11-12

39

3939 Св. Августин, Enarrationes in psalmos, 88,2,14; PL 37, 1140

40

4040 Св. Киприан, De catholicae Ecclesiae unitate, 6; PL 4, 502

Заметки
41

4141 Второй Ват. Собор. Догматическая Конституция Lumen gentium, 8

42

4242 Там же,18.

43

4343 См. Рим 8:21

Заметки
44

4444 Рим 11: 33-36

45

4545 Mф 28: 19

Эта глава на другом языке