10

Церковь – это не политическая партия, не социальная идеология, не всемирная организация по укреплению солидарности или развитию материального прогресса. Церковь признает благородство этих и других видов деятельности, и всегда проводила – и проводит – огромную благотворительную работу в пользу нуждающихся и тех, кто страдает и переносит так или иначе последствия единственного настоящего зла, каковым является грех. Для всех – для тех, кто каким-либо образом нуждается, и для тех, кто наслаждается полнотой благ земных – Церковь утверждает одну главную истину: наше предназначение вечно и сверхъестественно, мы достигнем вечного спасения только в Иисусе Христе, и только в Нем мы обретем истинный мир и счастье, хотя некоторым образом можно наслаждаться ими уже и в этой жизни.

А сейчас молитесь Господу Богу нашему вместе со мной, чтобы мы, католики, никогда не забывали эти истины и решились перенести их на практику. Католическая Церковь не нуждается в том, чтобы с ней соглашались те или иные люди, ибо Она – дело Божье.

Мы покажем себя как католики плодами святости, которые мы принесем, ибо святость не признает границ. Мы покажем, что мы католики, если будем молиться, если постоянно будем обращаться к Богу, если будем стараться всегда и во всем быть справедливыми (в самом широком смысле слова справедливость, каковое нередко употребляется в наше время с ложным, материалистическим оттенком), если будем любить и защищать личную свободу всех людей.

Я напоминаю вам также другое ясное доказательство вселенскости Церкви: точное сохранение и совершение Таинств, в таком виде, в каком они были установлены Христом, без человеческих искажений или попыток обусловить их психологически или социологически. Ибо никто не может определить, что находится во власти другого, но лишь то, что находится в его собственной власти. И потому как освящение человека находится во власти освящающего Бога, не человеку принадлежит устанавливать по своему усмотрению, что должно его освящать; это должно быть определено Божественным установлением31. Может быть, эти попытки лишить сущность Таинств в их вселенском характере, можно было бы оправдать, если бы речь шла о простых символах, подчиняющихся естественным законам человеческого разумения. Но Таинства Нового Закона являются одновременно причинами (causae) и знаками. Поэтому учение Церкви гласит, что Таинства даруют благодать, которую знаменуют. Отсюда ясно, что они полностью сохраняют главный смысл Таинства, поскольку предназначены для чего-то священного не только как знаки, но и как причины32.

Заметки
31

Св Фома, Сумма Теологии, III, q. 60, a. 5.

32

Св Фома, Сумма Теологии III, q. 62, a. 1 ad 1

Этот параграф на другом языке