7

Тот, кто, видя недостатки и слабости в любом из членов Церкви - как бы высоко они ни находились в соответствии со своими функциями - чувствует при этом, что его вера в Церковь и во Христа ослабевает, демонстрирует лишь незрелость своих суждений. Церковь не управляется ни Петром, ни Иоанном, ни Павлом; Она находится под начальством Св. Духа, а Господь обещал, что пребудет с ней во все дни до скончания века26.

Послушайте, что говорит Св. Фома Аквинский о принятии Св. Тайн, которые есть причины (causae) и зримые знаки освящающей благодати: тот, кто приближается к Таинствам, принимает их, несомненно, от священника, но не как от конкретного человека, а как от служителя Церкви. Поэтому, пока Церковь позволяет тому исполнять свое служение, принимающий из его рук Таинство, не участвует во грехе недостойного служителя, но общается с Церковью, которая признает его как своего служителя27. Когда Христос попускает человеческую слабость, наша реакция должна быть такой же, как если бы мы увидели нашу мать больной или стали бы очевидцами неуважительного к ней обращения: мы должны любить ее еще больше, оказывать ей проявления любви и ласки как внешние, так и внутренние.

Если мы любим Церковь, в нас никогда не возникнет нездоровое стремление трезвонить о недостатках некоторых Ее детей, как о вине Матери. Церковь, Супруга Христова, не должна произносить никакое mea culpa. Мы же должны: mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa! Истинное раскаяние – личное, а не то, которое выражается в нападках на Церковь, выделяя и преувеличивая человеческие недостатки. Последние же происходят от действий людей, находящихся в лоне Церкви, но сбившихся с пути, но при этом они никогда не смогут разрушить (ни даже задеть) то, что мы называем изначальной и созидательной святостью Церкви.

Господь Бог наш верно сравнивал Церковь с гумном, куда складывают солому с пшеницей, из которой выйдет хлеб для стола и хлеб для алтаря; Он сравнивал Церковь с неводом еx omni genere piscium congreganti28, который вбирает в себя как хорошую, так и плохую рыбу, которую потом выбросят.

Заметки
26

Мф 28: 20

27

Св. Фома, Сумма Теологии, III, q. 64, a. 6 ad 2.

28

Мф 13: 47

Этот параграф на другом языке