2

Но что такое Церковь? Где находится Церковь? Многие христиане, сбившись с пути, не получают никакого уверенного ответа на эти вопросы, и начинают думать, что ответы, которые Учительство Церкви формулировало веками, и которые излагались в катехизисах с ясностью и простотой, возможно, устарели и должны быть заменены на другие, новые. Словно целый ряд фактов и трудностей были специально собраны, чтобы затемнить чистый лик Церкви. Одни утверждают: Церковь должна приспособиться к тому, что они называют современностью. Другие кричат: Церковь – не что иное, как человеческое стремление к солидарности между людьми и поэтому мы должны изменить Ее в соответствии с текущими обстоятельствами.

Они ошибаются. Сегодняшняя Церковь – та же самая, которую основал Христос, и она не может быть другой. Апостолы и их последователи являются наместниками Бога в управлении Церковью, основанной на вере и в Таинствах веры. Так что, подобно тому, как им не дозволено основать другую Церковь, равным образом они не могут ни проповедовать другую веру, ни устанавливать другие таинства. Церковь была создана по таинствам, которые вышли из бедра Христова, когда Он умирал на Кресте6. Церковь следует узнавать по тем четырем признакам, которые выражены в Символе веры одного из первых Соборов. Во время Литургии мы перечисляем их в Кредо: Единая, Святая, Вселенская и Апостольская7. Это – главные особенности Церкви, которые проистекают из Ее природы, каковой Ее хотел видеть Христос. Будучи главными, эти особенности также являются отличительными чертами, знаками, которые отличают Ее от любого другого собрания людей, даже если на этих других имя Христа также произносится.

Немногим более века назад Папа Пий IX кратко изложил это традиционное учение: Истинная Церковь Христа созидается и узнается по четырем признакам, провозглашаемым в Символе веры. И каждый из этих признаков неразлучно связан с другими. Так что поистине Католическая Церковь блистает не только Своей вселенскостью, но и своим единством, своей святостью и апостольской преемственностью8. Я подчеркиваю – таково традиционное учение Церкви, которое подтвердил Второй Ватиканский Собор, хотя в последние годы некоторые, поддавшись влиянию ложного экуменизма, забывают об этом. Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, вселенскую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своем поручил пасти Петру и ему же , как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление и навсегда воздвиг ее как “столп и утверждение истины”.9

Заметки
6

Св. Фома Аквинский, Сумма теологии III, q.64, a.2 ad 3.

7

Никео-Константинопольский Символ Веры, Denzinger-Schön. 150 (86).

8

Пий IX, Письмо Св. Престола Епископам Великобритании, 16-IX-1864, Denzinger-Schön. 2888 (1686)

9

Второй Ватиканский Собор, Lumen gentium, 8.

Этот параграф на другом языке