Верность Церкви

Проповедь, произнесенная 4 июня 1972 года, второе воскресенье по Пятидесятнице.

Тексты сегодняшней Литургии представляют собой ряд воззваний к Господу. Мы говорим Ему, что Он – наша поддержка, наша опора, наша защита1. Вступительная молитва гласит: Ты никогда не отказываешь в твоем свете тем, кто стоит на твердыне твоей любви2.

В псалме мы продолжаем обращаться к Нему: ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня ... Господи! Избави душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Господи! На тебя я уповаю.3 Как потрясает эта настойчивость Господа Бога нашего, который упорно продолжает напоминать нам о том, что мы должны прибегать к Его милосердию всегда, что бы ни случилось! Это повторяется и сейчас, в наше время, когда в Церкви раздаются голоса смущения; в это время заблуждения и распущенности, потому что множество человеческих душ не находят добрых пастырей, которые бы вели их к Господу Вселюбящему; вместо этого они находят воров и разбойников, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить4.

Будем мужественны. Церковь, которая является Телом Христовым, неизменно должна быть дорогой и паствой доброго пастыря, крепким фундаментом и путем, открытым для всех людей. Мы только что читали об этом в Евангелии: пойди по дорогам и изгородям, и убеди придти, чтобы заполнился мой дом5.

Но что такое Церковь? Где находится Церковь? Многие христиане, сбившись с пути, не получают никакого уверенного ответа на эти вопросы, и начинают думать, что ответы, которые Учительство Церкви формулировало веками, и которые излагались в катехизисах с ясностью и простотой, возможно, устарели и должны быть заменены на другие, новые. Словно целый ряд фактов и трудностей были специально собраны, чтобы затемнить чистый лик Церкви. Одни утверждают: Церковь должна приспособиться к тому, что они называют современностью. Другие кричат: Церковь – не что иное, как человеческое стремление к солидарности между людьми и поэтому мы должны изменить Ее в соответствии с текущими обстоятельствами.

Они ошибаются. Сегодняшняя Церковь – та же самая, которую основал Христос, и она не может быть другой. Апостолы и их последователи являются наместниками Бога в управлении Церковью, основанной на вере и в Таинствах веры. Так что, подобно тому, как им не дозволено основать другую Церковь, равным образом они не могут ни проповедовать другую веру, ни устанавливать другие таинства. Церковь была создана по таинствам, которые вышли из бедра Христова, когда Он умирал на Кресте6. Церковь следует узнавать по тем четырем признакам, которые выражены в Символе веры одного из первых Соборов. Во время Литургии мы перечисляем их в Кредо: Единая, Святая, Вселенская и Апостольская7. Это – главные особенности Церкви, которые проистекают из Ее природы, каковой Ее хотел видеть Христос. Будучи главными, эти особенности также являются отличительными чертами, знаками, которые отличают Ее от любого другого собрания людей, даже если на этих других имя Христа также произносится.

Немногим более века назад Папа Пий IX кратко изложил это традиционное учение: Истинная Церковь Христа созидается и узнается по четырем признакам, провозглашаемым в Символе веры. И каждый из этих признаков неразлучно связан с другими. Так что поистине Католическая Церковь блистает не только Своей вселенскостью, но и своим единством, своей святостью и апостольской преемственностью8. Я подчеркиваю – таково традиционное учение Церкви, которое подтвердил Второй Ватиканский Собор, хотя в последние годы некоторые, поддавшись влиянию ложного экуменизма, забывают об этом. Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, вселенскую и апостольскую, которую Спаситель наш по воскресении Своем поручил пасти Петру и ему же , как и другим апостолам, вверил ее распространение и управление и навсегда воздвиг ее как “столп и утверждение истины”.9

Единая

Чтобы они были едино, как и Мы!10– говорит Христос своему Отцу; да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино!11Этот призыв к единению постоянно звучит из уст Христовых, ибо всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит12. Это наставление превращается в горячее желание: есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь13.

Как выразительно говорит Господь, наставляя нас в этом! Он умножает слова и образы, чтобы нам было понятно, чтобы в нашей душе запечатлелось горячее желание единства. Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего14.

Разве вы не видите, что те, кто отделяет себя от Церкви, пусть они пребывают даже в полном расцвете, быстро иссякают, а сами плоды их превращаются в гниль? Любите же Святую, Апостольскую, Римскую Церковь Единую! Потому, как пишет Св. Киприан, собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову15. А Св. Иоанн Златоуст продолжает: не отделяйся от Церкви. Нет ничего сильнее Церкви: Церковь – твоя надежда, Церковь – твое спасение, Церковь – твое убежище. Церковь выше, чем небо и шире, чем земля; она никогда не стареет, ее крепость – вечна16.

Защищать единство Церкви - значит жить в тесном единении со Христом, с нашей лозой. Но как? Усиливая нашу верность непреложному Учительству Церкви: преемникам Петра не был обещан Святой Дух, чтобы они в силу Его откровения проповедовали новое учение, но для того, чтобы с Его помощью они свято и верно хранили откровение, переданное апостолами, т. е. наследие веры17. Сохраним же единство, почитая Матерь нашу Церковь и любя Римского Понтифика.

Некоторые утверждают, что в Церкви нас осталось немного. Я бы им ответил, что, если бы все мы верно следовали учению Христа, то число наше возросло бы значительно и быстро, так как Господь хочет, чтобы дом его наполнялся. В Церкви мы открываем Христа, который есть наша Любовь. Мы должны желать всем людям этого призвания, этой сокровенной радости, которая опьяняет нашу душу светлой нежностью милосердного сердца Христова.

Мы должны быть экуменичны, говорят нам. Хорошо. Однако я опасаюсь, что за некоторыми экуменическими начинаниями скрывается обман: поскольку их деятельность не ведет к любви Христовой, к истинной лозе. Поэтому они не приносят плодов. Я каждый день прошу Господа “расширить” мое сердце, чтобы Он продолжал преображать своей благодатью эту любовь ко всем людям, которую он заложил в мою душу, без расовых, национальных, культурных или имущественных различий. Я искренне уважаю всех, католиков и некатоликов, тех, кто верит во что-либо и тех, кто не верит (мне жаль их). Но Христос основал только одну Церковь и у Него лишь одна Супруга.

Единство христиан? Да. Более того: единство всех тех, кто верит в Бога. Но существует только одна истинная Церковь. Ее не нужно восстанавливать из частей, разбросанных по всему миру. Ей не нужно проходить через какое-либо очищение для того, чтобы потом, наконец, стать чистой. Невеста Христова неверна быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она хранит нас для Бога – уготовляет для Царства рожденных ею. Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейке и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом18.

Святая

Теперь мы можем лучше понять, как единство Церкви ведет к святости и почему один из главных аспектов этой святости – единство, сосредоточенное на тайне Единого и Троичного Бога. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас19.

Святость означает в точности не что иное, как единение с Богом. Большей близости к Богу соответствует большая святость. Церковь захотел основать и основал Христос, исполняя таким образом волю Отца. Святой Дух содействует Супруге Сына Божия. Так Церковь является созданием Пресвятой Троицы; Она – Свята и Матерь наша, наша Святая Матерь Церковь. Мы можем восхищаться в Церкви как изначальным совершенством, так и другим – конечным – эсхатологическим. В Послании к Ефесянам Св. Павел касается обоих: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-нибудь подобного, но дабы она была свята и непорочна.20

Изначальная и созидательная святость Церкви может быть сокрытой, но она никогда не исчезнет, поскольку она нерушима: врата ада не одолеют Ее21. Она может быть скрытой от человеческих глаз, как я говорил, в некоторые моменты тьмы, чуть ли не всеобщей. Но св. Петр называет христиан gens sancta22, народ святый. Будучи членами одного святого народа, все верующие получили призвание к святости и должны стремиться ответить на благодать и стать лично святыми. На протяжении истории, также как и в настоящее время, многие христиане действительно стали святыми: молодые и старые, холостые и женатые, священники и миряне, мужчины и женщины.

Личная святость многих верующих - и в прошлом, и сейчас - не выглядит чем-то показным. Часто мы не узнаем святости в обыкновенных людях, которые работают и живут среди нас. С мирской точки зрения, больше бросаются в глаза грех и неверие.

Gens sancta, народ святый, состоящий из несовершенных созданий: это видимое противоречие подчеркивает один из моментов тайны Церкви. Церковь, божественное установление, также является человеческим организмом, потому что она состоит из людей, а все мы люди имеем недостатки: omnes homines terra et cinis23, все мы – прах и пепел.

Господь наш Иисус Христос, который основал Святую Церковь, надеется, что члены этого святого народа будут упорно стремиться к святости. Но не все преданно отвечают на Его призыв. В одно и то же время мы видим в Церкви, Супруге Христовой, чудо спасительного пути и убожество тех, кто идет по нему.

Божественный Спаситель постановил, чтобы община Им основанная, была совершенным обществом, наделяемым всеми юридическими и социальными элементами, необходимыми для того, чтобы вечно продолжать в этом мире дело Спасения… Если в Церкви открывается немощь человеческой природы, это нельзя приписывать ее юридическому устроению, а скорее –жалкой склонности человека ко злу; склонности, которую ее Божественный Основатель попускает даже в самых высоких членах Мистического Тела, чтобы добродетель овец и пастырей была испытанной, и чтобы во всех умножились заслуги христианской веры.24

Такова реальность Церкви здесь и сейчас. Поэтому святость Супруги Христовой совмещается с существованием в ее лоне несовершенных людей. Христос не исключал грешных из общины, которую Он основал. Если некоторые ее члены страдают духовной болезнью, это не значит, что наша любовь к Церкви должна уменьшиться; напротив, должна умножиться наше сочувствие по отношению к Ее членам.25

Тот, кто, видя недостатки и слабости в любом из членов Церкви - как бы высоко они ни находились в соответствии со своими функциями - чувствует при этом, что его вера в Церковь и во Христа ослабевает, демонстрирует лишь незрелость своих суждений. Церковь не управляется ни Петром, ни Иоанном, ни Павлом; Она находится под начальством Св. Духа, а Господь обещал, что пребудет с ней во все дни до скончания века26.

Послушайте, что говорит Св. Фома Аквинский о принятии Св. Тайн, которые есть причины (causae) и зримые знаки освящающей благодати: тот, кто приближается к Таинствам, принимает их, несомненно, от священника, но не как от конкретного человека, а как от служителя Церкви. Поэтому, пока Церковь позволяет тому исполнять свое служение, принимающий из его рук Таинство, не участвует во грехе недостойного служителя, но общается с Церковью, которая признает его как своего служителя27. Когда Христос попускает человеческую слабость, наша реакция должна быть такой же, как если бы мы увидели нашу мать больной или стали бы очевидцами неуважительного к ней обращения: мы должны любить ее еще больше, оказывать ей проявления любви и ласки как внешние, так и внутренние.

Если мы любим Церковь, в нас никогда не возникнет нездоровое стремление трезвонить о недостатках некоторых Ее детей, как о вине Матери. Церковь, Супруга Христова, не должна произносить никакое mea culpa. Мы же должны: mea culpa, mea culpa, mea maxima culpa! Истинное раскаяние – личное, а не то, которое выражается в нападках на Церковь, выделяя и преувеличивая человеческие недостатки. Последние же происходят от действий людей, находящихся в лоне Церкви, но сбившихся с пути, но при этом они никогда не смогут разрушить (ни даже задеть) то, что мы называем изначальной и созидательной святостью Церкви.

Господь Бог наш верно сравнивал Церковь с гумном, куда складывают солому с пшеницей, из которой выйдет хлеб для стола и хлеб для алтаря; Он сравнивал Церковь с неводом еx omni genere piscium congreganti28, который вбирает в себя как хорошую, так и плохую рыбу, которую потом выбросят.

Тайна святости Церкви, – этот изначальный свет, который может быть затемнен тенью человеческой низости, – отвергает малейшую мысль о подозрении или сомнении в красоте нашей Матери. Мы не можем сидеть, сложа руки, и допускать, чтобы другие ее оскорбляли. Давайте не будем искать в Церкви уязвимые места, чтобы критиковать их, как это делают некоторые, показывая при этом нестойкость своей веры и своей любви. Я не понимаю, как можно любить собственную мать, и при этом говорить о ней с пренебрежением.

Мать наша – Мать Святая, потому что Она рождена чистой и пребудет незапятнанной вовеки. И если иногда нам трудно различить ее прекрасный лик, протрем наши глаза; если мы замечаем, что голос ее нас не радует, протрем уши наши, чтобы услышать призыв любящего пастыря. Мать наша свята святостью Христовой, с которой она едина в теле (им являемся все мы) и в духе, который есть Святой Дух, пребывающий также в сердце каждого из нас, если мы сами пребываем в благодати Божией.

“Свята, Свята, Свята,” – поем мы Церкви, вспоминая песнопение в честь Благословенной Святой Троицы. Ты – Святая, Церковь, Матерь моя, потому что тебя основал Сын Божий; ты – Святая, потому что так установил Отец, источник всякой святости; ты – Святая, потому что тебе содействует Святой Дух, пребывающий в душе верующих, чтобы собрать вместе детей Отца, которые будут жить в Небесной Церкви, вечном Иерусалиме.

Вселенская

Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех29. Иисус Христос установил только одну Церковь, свою Церковь: поэтому Супруга Христа – Единая и Католическая, т. е. вселенская, предназначенная для всех людей.

За много веков Церковь распространилась по всему миру; в нее входят люди всех народностей и социальных положений. Но всемирный характер Церкви не зависит от ее географического размаха, хотя этот факт есть видимый знак, укрепляющий нашу веру. Церковь была Вселенской уже в Пятидесятницу; Она родилась таковой из раненого Сердца Иисуса, как огонь, воспламеняемый Святым Духом.

Во втором веке христиане называли Церковь Кафолической, чтобы отличить ее от сект, которые, используя имя Христово, тем или иным образом искажали ее учение. Мы называем ее Кафолической, пишет Св. Кирилл, не только потому, что она распространилась по всему свету, от края до края, но и потому, что она всесторонне и неповрежденно наставляет во всех догмах, которые должны знать люди, о видимом и невидимом, о земном и небесном. Также и потому, что она приводит к истинному богопочитанию все типы людей, правителей и простолюдинов, ученых и несведущих. И, наконец, потому что она врачует и исцеляет все виды грехов, душевные и телесные, обладая,кроме того, как бы их не называли, всеми формами добродетели, в делах, в словах и в любых проявлениях духовных даров30.

Кафолический характер Церкви не зависит также и от того, приветствуют ли Ее и признают ли Ее таковой некатолики. Не имеет он ничего общего также и с тем фактом, что, в недуховных делах мнения некоторых, обладающих властью в Церкви людей, принимают в расчет, а иногда и используют для своих личных целей институты общественного мнения, имеющие сходные взгляды. Часто происходит и будет происходить так, что часть истины, которую защищают приверженцы какой-либо человеческой идеологии, будет находить отклик или основание в многовековом учении Церкви; и это, в определенном смысле, знак божественности Откровения, которое хранит Учительство Церкви. Тем не менее, Супруга Христова обладает вселенским характером, несмотря на то, что многие сознательно не признают ее, и даже очерняют и преследуют, как это, к несчастью, происходит сегодня во многих местах.

Церковь – это не политическая партия, не социальная идеология, не всемирная организация по укреплению солидарности или развитию материального прогресса. Церковь признает благородство этих и других видов деятельности, и всегда проводила – и проводит – огромную благотворительную работу в пользу нуждающихся и тех, кто страдает и переносит так или иначе последствия единственного настоящего зла, каковым является грех. Для всех – для тех, кто каким-либо образом нуждается, и для тех, кто наслаждается полнотой благ земных – Церковь утверждает одну главную истину: наше предназначение вечно и сверхъестественно, мы достигнем вечного спасения только в Иисусе Христе, и только в Нем мы обретем истинный мир и счастье, хотя некоторым образом можно наслаждаться ими уже и в этой жизни.

А сейчас молитесь Господу Богу нашему вместе со мной, чтобы мы, католики, никогда не забывали эти истины и решились перенести их на практику. Католическая Церковь не нуждается в том, чтобы с ней соглашались те или иные люди, ибо Она – дело Божье.

Мы покажем себя как католики плодами святости, которые мы принесем, ибо святость не признает границ. Мы покажем, что мы католики, если будем молиться, если постоянно будем обращаться к Богу, если будем стараться всегда и во всем быть справедливыми (в самом широком смысле слова справедливость, каковое нередко употребляется в наше время с ложным, материалистическим оттенком), если будем любить и защищать личную свободу всех людей.

Я напоминаю вам также другое ясное доказательство вселенскости Церкви: точное сохранение и совершение Таинств, в таком виде, в каком они были установлены Христом, без человеческих искажений или попыток обусловить их психологически или социологически. Ибо никто не может определить, что находится во власти другого, но лишь то, что находится в его собственной власти. И потому как освящение человека находится во власти освящающего Бога, не человеку принадлежит устанавливать по своему усмотрению, что должно его освящать; это должно быть определено Божественным установлением31. Может быть, эти попытки лишить сущность Таинств в их вселенском характере, можно было бы оправдать, если бы речь шла о простых символах, подчиняющихся естественным законам человеческого разумения. Но Таинства Нового Закона являются одновременно причинами (causae) и знаками. Поэтому учение Церкви гласит, что Таинства даруют благодать, которую знаменуют. Отсюда ясно, что они полностью сохраняют главный смысл Таинства, поскольку предназначены для чего-то священного не только как знаки, но и как причины32.

Католическая Церковь – Церковь римская. Я смакую это слово “римская”! Я чувствую себя “римским”, потому что римский – значит вселенский, кафоличный; слово “римская” побуждает меня сердечно любить Папу, il dolce Cristo in terra – Сладчайший Христос на земле – как любила повторять Св. Екатерина Сиенская, которую я считаю своим возлюбленным другом.

Из этого римского, католического центра, – подчеркивал Павел VI в заключительной речи, посвященной закрытию Второго Ватиканского Собора – можно теоретическидостичь всех. Католическая Церковь не исключает никого33. Я чрезвычайно почитаю Рим Петра и Павла, город, омытый кровью мучеников, центр, откуда многие шли проповедовать во всем мире спасительное слово Христово. Быть римским не таит в себе никакого проявления партикуляризма, но скорее говорит о подлинном экуменизме; это предполагает желание расширить свое сердце, открыть его для всех искупительным рвением Христа, Который ищет всех и принимает всех, потому что Сам первым возлюбил каждого из нас.

Святой Амвросий написал несколько слов, которые напоминают песнь радости: где Петр, там и Церковь; а там, где Церковь, царствует не смерть, а жизнь вечная34. Ибо там, где Петр и Церковь, там и Христос. А Он – спасение, наш единственный путь.

Апостольская

Господь наш основал свою Церковь на слабости, но также и на верности апостолов, которым Он обещал постоянную помощь Святого Духа. Давайте еще раз прочитаем известный текст, который всегда нов и актуален: дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века35.

Проповедь Евангелия в Палестине началась не по личной инициативе нескольких людей, пылающих энтузиазмом. Что могли сделать апостолы? Для своего времени они были ничем; не были богатыми, ни образованными, ни героями с человеческой точки зрения. Иисус же возлагает на плечи этой горстки учеников огромную, божественную задачу. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам36.

На протяжение двухтысячелетней истории христианства, в Церкви сохраняется апостольская преемственность. Епископы, как говорит сам Апостол (Павел) наследовали место апостолов и поставлены Святым Духом для того, чтобы управлять Церковью Господней(Деян 20: 28).37 Среди апостолов же, сам Христос выделил особо Симона: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою38. Я молился о тебе,чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих39.

Петр приезжает в Рим и закрепляет там престол главы Церкви – Наместника Христа. Поэтому именно в Риме лучше видна апостольская преемственность, и поэтому же Рим называется Апостольским Престолом с большой буквы. Первый Ватиканский Собор провозгласил, словами предыдущего, Флорентийского Собора, что христиане должны верить, что Святой Апостольский Престол и Римский Понтифик наделены приматом над всем миром, и что сам Римский Понтифик является преемником блаженного Петра, главы апостолов и настоящего наместника Христа, и главы всей Церкви, и отца и учителя всех христиан; и что Господь дал ему в лице блаженного Петра полную власть пасти и управлять Вселенской Церковью.40

Верховная власть римского понтифика и его непогрешимость, когда он говорит ex cathedra – это не придуманные людьми домыслы: и то и другое основывается на ясно выраженной учредительной воле Христа. Как мало смысла имеет в таком случае противопоставление власти Папы и власти епископов, или обусловление папского учительства согласием верующих! Нет ничего более чуждого учению Христа, чем равновесие властей; здесь человеческие схемы нам не помогут, как бы притягательны и функциональны они ни были. Никто в Церкви не обладает абсолютной властью сам по себе, как человек; в Церкви нет иной главы, кроме Христа, а Христос назначил своего Наместника – Римского Понтифика для Своей странствующей по этой земле Супруги.

Церковь является апостольской по своему устроению: та, которая называется Католической и таковой является, должна блистать преимуществом единства, святости и апостольской преемственности. Итак, Церковь одна, и ее единство – единство всей земли и всех народов – совершенно, и его источник и начало – примат блаженного Петра, главы Апостолов, и его преемников на римской кафедре. И нет иной Католической Церкви, кроме Церкви, основанной на Петре, которая держится единством веры и любовью как единое сплоченное тело.41

Будем же стремиться к тому, чтобы делать более явным этот апостольский характер Церкви на глазах у всех, показывая с предельной верностью наше единение с Папой – единение с Петром. Любовь к римскому Понтифику должна пылать в нас прекрасной страстью, потому что в нем мы видим Христа. Обращаясь ко Господу в молитве, мы будем идти вперед с проясненным взглядом, который позволит нам различить действие Св. Духа даже в тех событиях, которые мы иногда не понимаем или которые доставляют нам много горя и слез.

Апостольская миссия всех католиков

Церковь нас освящает, после того как мы вошли в ее лоно через Крещение. Так, новорожденные в земной жизни, мы уже можем укрыться в Ее освящающей благодати. Вера одного человека, и, более того, вера всей Церкви помогает младенцу через действие Св. Духа, что делает Церковь единой и передает духовные блага одного другому42. Это сверхъестественное материнство Церкви – чудо, которое дарует ей Св. Дух. Духовное перерождение, которое совершается через Крещение, некоторым образом подобно физическому рождению: также как младенцы, находясь в утробе матери, питаются не сами по себе, но получают пищу непосредственно от матери, так и малые дети, не вступившие в сознательный возраст, подобны детям в лоне своей матери Церкви, и получают спасение через действие Церкви, а не сами по себе43.

Священническая власть Церкви, которая идет прямо от Христа, выступает во всем своем величии. Христос есть источник всякого священства: так, священник Закона Моисеева действовал в качестве прообраза, но священник Нового Закона действует от лица Христова, согласно сказанному во II Кор 2, 10: “Ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.” 44

Спасительное посредничество между Богом и людьми продолжается непрерывно в Церкви посредством таинства Священства, которое, через характерную печать и соответственную благодать, предоставляет священнику возможность действовать как служитель Иисуса Христа на пользу всем душам. То, что один может совершить то, что не может другой, происходит не от степени доброты или злобы, а от полученной власти, которой первый обладает, а второй нет. Поэтому, поскольку мирянин не получает власти освящать Св. Дары, он не может совершать освящение, какой бы ни была его личная доброта45.

В Церкви существуют различные виды служения, но только одна цель: освящение людей. В этой задаче участвуют определенным образом все христиане в силу характерной печати или неизгладимого духовного знака, запечатлевшегося в душе через Таинства Крещения и Миропомазания. Все мы должны чувствовать себя ответственными за эту миссию Церкви, которая является миссией Христа. Тот, у кого нет усердия к спасению душ, тот, кто не стремится всеми своими силами, чтобы имя и учение Христово стали известны и были любимы, не поймет апостольский характер Церкви.

Пассивный христианин никак не сможет понять, чего Христос хочет от всех нас. Христианин, который ищет своего, не заботясь о спасении остальных, не любит Сердцем Христа. Апостольское служение – это не исключительная миссия епископов, священников или монахов. Господь призывает нас всех, словом и примером, стать источниками того потока благодати, что течет к жизни вечной.

Всякий раз, когда мы читаем Деяния Апостолов, нас поражает смелость, уверенность в своей миссии и радостная самоотверженность учеников Христовых. Они не собирают толпы. И хотя толпы все же приходят, они обращаются к каждой душе конкретно, к каждому человеку отдельно: Филипп – к эфиопу46; Петр – к центуриону Корнилию47; Павел – к Сергию Павлу48.

Они научились от Учителя. Вспомните притчу о работниках, которые ожидали работы, стоя на рыночной площади. Когда хозяин виноградника к вечеру снова вышел на площадь, то обнаружил, что там были поденщики без дела: Что вы стоите здесь целый день праздно? – Никто нас не нанял49, отвечали они. Этого не должно случиться в жизни христианина; вокруг него не должны находиться люди, которые могли бы утверждать, что не слышали о Христе, потому что им никто о Нем не возвестил.

Люди часто думают, что они могут обойтись без Бога. Они заблуждаются. Хотя они этого не знают, они лежат подобно паралитику в купальне Вифезда: неспособные придвинуться к целительной воде, к учению, которое наполняет радостью душу. Вина в этом во многих случаях лежит на христианах, ведь эти люди могли бы повторить: hominem non habeo50 – «Нет ни одного человека, который бы мне помог». Любой христианин должен быть апостолом, потому что Бог, который ни в ком не нуждается, тем не менее нуждается в нас. Он рассчитывает на нас, чтобы мы посвятили себя распространению Его спасительного учения.

Сейчас мы созерцаем тайну Единой, Святой, Католической и Апостольской Церкви. Время пришло спросить себя: разделяю ли я со Христом Его горячую заботу о душах? Молюсь ли я за Церковь, частью которой являюсь и в которой я должен выполнять особую миссию - миссию, которую никто не сможет выполнить, кроме меня? Быть в Церкви – это уже много, но этого недостаточно. Мы должны стать Церковью, ибо наша Матерь никогда не должна быть нам чужой, чем-то внешним, чуждым нашим сокровенным мыслям.

Закончим на этом наши рассуждения об отличительных чертах Церкви. С Божьей помощью они запечатлеются в нашей душе, и мы будем укреплены в ясном, верном, божественном суждении, чтобы больше любить нашу Святую Матерь, которая принесла нас в мир благодати и питает нас день за днем с неисчерпаемой заботливостью.

Если вы случайно услышите оскорбительные слова, направленные против Церкви, покажите, со всем человеколюбием и добротой этим лишенным любви людям, что нельзя так плохо обходиться с Матерью. Сегодня на нее нападают безнаказанно, потому что ее царство, царство ее Владыки и Основателя, не от мира сего. Пока пшеница стонет среди соломы, пока вздыхают колосья среди плевел, пока сосуды милосердия сокрушаются среди сосудов гнева, пока рыдает ирис среди терновника, всегда найдутся враги, которые будут говорить: “Когда же умрет она и сгинет ее имя?“ они думают, что придет время, когда Церковь исчезнет и не будет христиан … но сами они умирают, а Церковь остается51.

Что бы ни случилось, но Христос не покинет свою Супругу. Церковь торжествующая уже рядом с Ним, одесную Отца. Оттуда зовут нас братья во Христе, уже прославляющие Бога за это чудо Единой, Святой, Католической и Апостольской Церкви – чудо, который мы видим все еще в светлой полутени веры.

Заметки
1

Ср. Пс 17: 19-20, 2-3. Вступительная молитва.

2

Молитва второго воскресенья по Пятидесятнице

3

Пс 119: 1, 2; Пс 7: 2

4

Ин 10: 8,10

5

Лк 14: 23

Заметки
6

Св. Фома Аквинский, Сумма теологии III, q.64, a.2 ad 3.

7

Никео-Константинопольский Символ Веры, Denzinger-Schön. 150 (86).

8

Пий IX, Письмо Св. Престола Епископам Великобритании, 16-IX-1864, Denzinger-Schön. 2888 (1686)

9

Второй Ватиканский Собор, Lumen gentium, 8.

Заметки
10

Ин 17:11

11

Ин 17:21

12

Мф 12:25

13

Ин 10:16

14

Ин 15:1-5

15

Св. Киприан, De catholicae Ecclesiae unitate, 6; PL 4, 503.

16

Св. Иоанн Златоуст, Проповедь de capto Eutropio, 6

17

Первый Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, Denzinger-Schön 3070 (1836)

Заметки
18

Св. Киприан, De catholicae Ecclesiae unitate, 6; PL 4, 503.

Заметки
19

Еф 4: 4-6

20

Еф 5: 25-27

21

Мф 16: 18

22

I Петр 2: 9

Заметки
23

Eккл 17: 31

24

Пий XII, Энциклика Mystici Corporis, 29.VI.1943.

25

Там же.

Заметки
26

Мф 28: 20

27

Св. Фома, Сумма Теологии, III, q. 64, a. 6 ad 2.

28

Мф 13: 47

Заметки
29

I Тим 2: 4-6.

30

Св. Кирилл, Катехизис, 18, 23

Заметки
31

Св Фома, Сумма Теологии, III, q. 60, a. 5.

32

Св Фома, Сумма Теологии III, q. 62, a. 1 ad 1

Заметки
33

Второй Ватиканский Собор, Constitutiones, Decreta, Declarationes, Vaticano 1966, p. 1079.

34

Св. Амвросий, In XII PS Enarratio, 40,30.

Заметки
35

Мф 28:18-20

36

Ин 15: 16

37

Тридентский Собор, Doctrina sobre el Sacramento del Orden, Denzinger-Schön. 1768 (960).

38

Мф 16: 18

39

Лк 22: 32

40

Тридентский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, Denzinger-Schön. 3059 (1826).

Заметки
41

Пий IX, o. c.

Заметки
42

Св Фома, Сумма Теологии III, q.68, a.9 ad 2.

43

Там же q. 68, a. 9 ad 1.

44

Там же q. 22, a. 4.

45

Там же In IV Sent. d. 13 q. 1 a. 1.

Заметки
46

Ср. Деян 8: 26-40

47

Ср. Деян 10: 1-48

48

Ср. Деян 13: 6-12

49

Мф 20: 6-7

50

Ин 5: 7

Заметки
51

Св. Августин, En. in Ps., 70, II, 12

Эта глава на другом языке